Cоревновательная креативность на месте установок индивидуализма и коллективизма

Научная статья
  • Владимир Васильевич Зябриков Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия v.v.zyabrikov@spbu.ru
    Elibrary Author_id 328954
    SPIN 6201-1703
  • Иван Борисович Микиртумов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия imikirtumov@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9382-249X
    SPIN 9100-4626
    ResearchID P-5865-2015
Выражение признательности
В статье представлены результаты исследований по проекту РНФ 25-18-00208 «Экзистенциальный опыт в цифровой среде: “бытие к цифре”, онтология виртуального и человеческое Я», выполненных в НИУ ВШЭ в 2025 г.
Для цитирования
Зябриков В. В., Микиртумов И. Б. Cоревновательная креативность на месте установок индивидуализма и коллективизма // Социологический журнал. 2025. Том 31. № 4. С. 175-191. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2025.31.4.9 EDN: RZHPWZ

Аннотация

В этой статье авторы ставят под вопрос актуальность оппозиции индивидуализма и коллективизма Герда Хофштеде в эпоху цифровизации. Медиатизация труда вызывает размывание границ между реальным и виртуальным, сокращение непосредственных взаимодействий приводит к тому, что привычные аффекты теряют свою интенсивность. Авторы соотносят с индивидуализмом аффективную сборку обособления, соревнования и господства, а с коллективизмом — причастности, дружбы и удержания равновесия (справедливости). Их действенность рассматривается как признак актуальности соответствующих установок. На основе некоторых данных из литературы показывается, что нельзя сделать вывод о цифровизации как триггере индивидуализма. Указывается на такие дополнительные факторы, как эмансипация, рост уровней образования и культуры. Их влияние, однако, не является специфическим, и установки индивидуализма и коллективизма превращаются в ситуативные паттерны поведения, поскольку они снимаются более высоким уровнем рациональности. В цифровой среде труда и досуга их аффективные сборки перестают переживаться как элементы идентификации. По мнению авторов, ведущим аффектом передовых групп становится всеохватывающая соревновательная креативность, предполагающая удовольствие от труда и вытесняющая аффекты борьбы, подчинения необходимости, испытания, долга. Рост рациональности, которому цифровизация способствует, лишает оппозицию индивидуализма и коллективизма информативности, тогда как оценки интереса и равнодушия, удовольствия и неудовольствия в труде и иных сферах активности могут оказаться более полезными для диагностики культуры
Ключевые слова:
индивидуализм, коллективизм, Г. Хофштеде, соревновательная креативность, цифровизация, аффект, рациональность

Биографии авторов

Владимир Васильевич Зябриков, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
кандидат экономических наук, доцент экономического факультета
Иван Борисович Микиртумов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии факультета «Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств»

Литература

1. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М: Изд-во АСТ, 2022. — 160 с.

2. Варуфакис Я. Технофеодализм: что убило капитализм / Пер. с англ. А. Снигирова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2025. — 304 с

3. Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / Пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директ-Медиа Паблишинг, 2020. — 400 с.

4. Магун В., Руднев М. Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года) // Вопросы экономики. 2010. № 12. С. 107–130. DOI: 10.32609/0042-8736-2010-12-107-130 EDN: MWIYFX

5. Малган Д. Саранча и пчела: хищники и творцы в капитализме будущего / Пер. И. Кушнаревой. М.: Институт Гайдара, 2014. — 400 с.

6. Микиртумов И.Б. Время труда и время досуга: отчуждение в эпоху цифровизации // Stasis. Т. 13. № 1. 2022. С. 38–76.

7. Минков М., Соколов Б. Ломакин И. Эволюция модели культурных измерений Хофстеде: параллели между объективной и субъективной культурой // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22. № 3. С. 287–31DOI: 10.17323/1728-192x-2023-3-287-317 EDN: OKFJGC

8. Плампер Я. История эмоций / Пер. К. Левинсона. М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 568 с.

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. А. Константинова. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. — 421 с.

10. Basabe N., Paez D., Valencia J., Rime B., Pennebaker J., Diener Ed., Gonzalez J.L. Sociocultural factors predicting subjective of emotion: a collective level analysis. Pcicothema. 2020. Vol. 12. Supl. P. 55–69.

11. Bollinger D. The Four Cornerstones and Three Pillars in the “House of Russia Management System”. Journal of Management Development. 1994. Vol. 13. Iss. 2. P. 49–54. DOI: 10.1108/02621719410050264

12. Boltanski L., Chiapello E. The New Spirit of Capitalism. Transl. by G. Elliott. L., N.Y.: Verso, 2007. 601 p.

13. Boutang Y.M. Cognitive Capitalism. Transl. by E. Emery. Cambridge: Polity Press, 2011. 307 p.

14. Brown B.A. Primitive Digital Accumulation: Privacy, Social Networks, and Biopolitical Exploitation. Rethinking Marxism. 2013. Vol. 25. No. 3. P. 385–403. DOI: 10.1080/08935696.2013.798974

15. Camara N., Tuesta D. DiGiX: The Digitization Index. Working Papers 17/03, BBVA Bank, Economic Research Department. 2017. Accessed 10.06.2025. URL: https://www.bbvaresearch.com/en/publicaciones/digix-the-digitization-index/

16. Chakravorti B., Chaturvedi R.S., Filipovich C., Brewer Gr. Digital In the time of COVID. The Fletcher Scholl at Tufts University. December, 2020. Accessed 10.06.2025. URL: https://digitalplanet.tufts.edu/wp-content/uploads/2022/09/digital-intelligence-index.pdf

17. Chakravorti B., Chaturvedi R.S., Filipovic Ch,. Niu X. Digital Planet 2025. From the COVID Shock to the AI Surge: How 125 Digital Economies Around the World Are Evolving and Changing. Tufts University, Lf1Fletcher, April 2025. Accessed 10.06.2025. URL: https://digitalplanet.tufts.edu/wp-content/uploads/2025/dei/Digital-Evolution-Index-2025.pdf

18. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Ed. by V. Zeigler-Hill, T.K. Shackelford. Cham: Springer Nature Switzerland, 2020. 5849 p.

19. Fuchs Ch. Digital Labour and Karl Marx. N.Y.: Routledge, 2014. 402 p. DOI: 10.4324/9781315880075

20. Gethin A. Distributional Growth Accounting: Education and the Reduction of Global Poverty, 1980–2019. The Quarterly Journal of Economics. 2025. Vol. 140 (4). P. 2571–2618. DOI: 10.1093/qje/qjaf033

21. Global Digitalization Index 2024. Building a Fully Connected, Intelligent World. Huawei, IDC. Accessed 10.06.2025. URL: https://www.huawei.com/en/gdi

22. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, CA: Sage, 1980. 327 p.

23. Jiao C., Ayob A.H. National culture and digitalization: a moderating effect of trust. GATR Global Journal of Business Social Sciences Review. 2025. Vol. 13. No. 1. P. 1–11. DOI: 10.35609/gjbssr.2025.13.1(1)

24. Lee H. Affective Capitalism. For a Critique of the Political Economy of Affect. Singapore: Palgrave Macmillan, 2023. 271 p. DOI: 10.1007/978-981-99-8174-8

25. Nelissen R.M.A., Dijker A.J.M., de Vries N.K. Emotions and goals: Assessing relations between values and emotions. Cognition & Emotion. 2007. No. 21 (4). P. 902–911. DOI: 10.1080/02699930600861330

26. Massumi B. The Autonomy of Affect. Cultural Critique. 1995. No. 31: The Politics of Systems and Environments. Part II. P. 83–109.DOI: 10.2307/1354446

27. Rantanen T., Toikko T. The effects of individual and cultural factors on digital inclusion in European countries: a two-level regression analysis. International Journal of Sociology and Social Policy. 2024. Vol. 44. No. 13–14. P. 146–162. DOI:10.1108/IJSSP-04-2024-0159

28. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology. Ed. by M. Zanna. N.Y.: Academic Press, 1992. Vol. 25. Р. 1–65. DOI: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6

29. Simmel G. Philosophie des Geldes. Erster Band. Sechste Ausgabe. Berlin: Duncker & Hubmoldt, 1958. 585 p.

30. Tamir M., Schwartz S.H., et al. Desired Emotions Across Cultures: A Value-Based Account. Journal of Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 111. No. 1. P. 67–82. DOI: 10.1037/pspp0000072

31. Tomkins S. Affect, Imagery, Consciousness The Complete Edition. N.Y.: Springer Publishing Company, 2008. 1226 p.

32. Triandis H.C. Individualism and Collectivism. New Directions in Social Psychology. Boulder, CO: Westview Press, 1995. 259 p.

33. Triandis H.C. Individualism and Collectivism: Past, Present, and Future. The Handbook of Culturte-&-Psuchology. Ed. by D. Matsumoto. N.Y.: Oxford University Press, 2001. P. 35–50.

34. Virno P. Grammar of the Multitude. For an Analysis of Contemporary Forms of Life. Transl. by I. Bertoletti, J. Cascaito and A. Casson. Los Angeles, N.Y.: Semiotext(e), 2004. 117 p.
Статья

Поступила: 13.08.2025

Опубликована: 30.11.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Зябриков, В.В. и Микиртумов, И.Б. 2025. Cоревновательная креативность на месте установок индивидуализма и коллективизма. Социологический журнал. 31, 4 (дек. 2025), 175-191. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2025.31.4.9.