Поколения образовательных общностей вузов: социологическая интерпретация феномена

Научная статья
  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
    SPIN 9068-9732
    ResearchID E-6142-2014
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    SPIN 1351-6671
    ResearchID R-6839-2016
Выражение признательности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-18-00206. URL: https://rscf.ru/project/25-18-00206/
Для цитирования
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Поколения образовательных общностей вузов: социологическая интерпретация феномена // Социологический журнал. 2025. Том 31. № 3. С. 100-119. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2025.31.3.6 EDN: OPOQDN

Аннотация

Актуальность социологического осмысления феномена поколений образовательных общностей в вузах обусловлена необходимостью создания теоретических оснований поколенческих исследований в высшем образовании. Общая теория поколений нуждается в адаптации к особенностям поколенческой ситуации в высшей школе. Проблема, рассматриваемая в статье, заключается в отсутствии социологической трактовки поколений главных субъектов высшего образования — научно-педагогических и административно-управленческих работников, студентов — на понятийном уровне и как реального социального феномена. Цель статьи состоит в разработке теоретико-методологических положений, раскрывающих сущность феномена поколения вузовской образовательной общности с позиций социологии. В статье представлены методологические подходы к изучению поколений, релевантные для высшего образования. Дана трактовка понятия поколения образовательной общности в вузе в контексте классической теории К. Мангейма и теории социальной общности. Раскрыты основные общностнообразующие признаки поколения вузовской образовательной общности. Рассмотрены структура и функции поколений трех вузовских образовательных общностей.
Ключевые слова:
теория поколений, высшее образование, вузовские образовательные общности, поколение вузовской образовательной общности, научнопедагогические и административно-управленческие работники вузов, студенты, функции поколений вузовских образовательных общностей

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, профессор-исследователь
Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Галынская Ю.С., Звягинцев В.В., Коростелева Н.А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 202№ 7. С. 26–33. DOI: 10.24158/tipor.2021.7.3 EDN: LPJFNZ

2. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42–48. EDN: OWMZGP

3. Дзахова Л.Х., Бадова Л.А. Эстафета поколений в элитологическом измерении // Власть. 2017. Т. 25. № 2. С. 116–122. EDN: YULLEJ

4. Докторов Б.З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 4-е дополненное издание. М.: ЦСПиМ, 201Дата обращения 30.06.2025. URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385

5. Дубин Б.В. Поколение. Социологические и исторические границы понятия // Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое изд-во, 2004. С. 47–58. EDN: XMZRCF

6. Жарова Е.Н., Агамирова Е.В. Мониторинг инструментов финансовой поддержки молодых исследователей в России // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15. № 3. С. 356–409. DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-3.356-409 EDN: KSSYXG

7. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. 304 с. EDN: QOKBWV

8. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78–96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4. EDN: JKZUTK

9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–110. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110 EDN: HYFDDS

10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Функции поколений образовательных общностей в вузе // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 7. С. 9–26. DOI: 10.31992/08693617-2025-34-7-00-00

11. Ильина И.Ю. Возрастная динамика профессорско-преподавательского состава высшей школы: актуальные тенденции и оценка перспектив // Вестник НГУЭУ. 2022. № 3. С. 128–139. DOI: 10.34020/2073-6495-2022-3-128-139. EDN: EVSOUB

12. Киселева Ю.А. Ценности университетской культуры сквозь призму чувств (по воспоминаниям воспитанников и профессоров Императорского Харьковского университета) // Диалог со временем. 2017. № 60. С. 111–127. EDN: ZGFOCH

13. Козырева П.М., Смирнов А.И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. DOI: 10.31857/S013216250014949-6 EDN: KNAYMK

14. Левада Ю.А. Поколение XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7–EDN: HTMNIP

15. Манхейм К. Диагноз нашего времени / [Пер. с англ.] М.: Юрист, 1994. — 700 с.

16. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений — состязательность — экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000. 164 с. EDN: LAFQOX

17. Петрова Г.И. Современный университет как корпорация: новая роль традиционной корпоративности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2. С. 25–33. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.013 EDN: XOTLRJ

18. Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133. EDN: TRAEQT

19. Радаев В.В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 114–124. DOI: 10.31857/S013216250019853-1 EDN: EITGKC

20. Разина Т.В. Профессиональные научные ценности трех поколений российских ученых // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2019. № 9. С. 7–17. EDN: ZGXPTU

21. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. О некоторых аспектах демографического анализа // Народонаселение. 2014. № 1. С. 44–53. EDN: SJGICL

22. Савельева И.М., Полетаев А.В. Классическое наследие. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010. 335 с. EDN: QOLAQR

23. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. C. 256–271. EDN: SYMMUX

24. Тазов П.Ю. Динамика ценностей российской молодежи 1960–2010 гг. в социокультурном анализе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1435. EDN: VIEYUH

25. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным. М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.

26. Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 6–25. EDN: OLBGBQ

27. Bourdieu P. La “jeunesse” n‘est qu‘un mot. Entretien avec Anne-Marie Métailié. Les jeunes et le premier emploi. Paris: Association des Ages, 1978. P. 520–530. Accessed 02.08.2025. URL: http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/questions/jeuness.html

28. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Co, 1991. 538 p.
Статья

Поступила: 03.08.2025

Опубликована: 27.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Зборовский, Г.Е. и Амбарова, П.А. 2025. Поколения образовательных общностей вузов: социологическая интерпретация феномена. Социологический журнал. 31, 3 (сен. 2025), 100-119. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2025.31.3.6.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ