Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа

Научная статья
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    Elibrary Author_id 259120
    ResearchID R-6839-2016
Выражение признательности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01291, https://rscf.ru/project/23-28-01291/
Для цитирования
Амбарова П. А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 4. С. 77-99. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4 EDN: IDGJHA

Аннотация

Научное наставничество в университетах может быть рассмотрено не только как научно-образовательный институт, но и как сфера и способ взаимодействия face-to-face, в процессе которого рождаются смыслы и мотивация научно-исследовательской деятельности наставника и наставляемого. Такой подход к исследованию научного наставничества обосновывается социологическими концепциями повседневности, но их ключевые положения требуют адаптации к проблематике научного наставничества. В микросоциологической перспективе раскрывается представление о науке как повседневном жизненном мире вузовских исследователей. Взаимодействие научного наставника и наставляемого (студента, аспиранта) трактуется как элемент их жизненного мира и рассматривается через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Цель статьи заключается в рассмотрении целостности, структуры (рутинных действий, предметного мира, языка, пространства и времени, ритуалов, знаков и символов, неформальных традиций) и функциональности повседневных практик научного наставничества сквозь призму социологических концепций повседневности. Обосновывается тезис, что повседневные практики взаимодействия научного наставника и молодого исследователя являются способом конструирования и межгенерационной трансляции смысла научной работы и выбора академической профессии.
Ключевые слова:
научное наставничество, научные наставники, наставляемые, повседневный жизненный мир, повседневные наставнические практики, академическое сообщество, университеты

Биография автора

Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Балацкий Е.В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 63–69. EDN: XWWKWF

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. — 323 с.

3. Биричева Е.В., Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-1-9-22

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля; Вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Прогресс, 1986. — 624 с. EDN: FUQOYR

5. Бурдьё П. Homo academicus / Пер. с фр. С.М. Гавриленко [и др.]; Под науч. ред. Е.В. Кочетыговой и Н.В. Савельевой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. — 464 с.

6. Вахштайн В. «Практика» vs «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 65–95. EDN: JWUSFF

7. Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 7–27. EDN: OPATQZ

8. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42–70. EDN: TWMRKJ

9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Пер. с англ. И. Тюриной. М.: Академический проект, 2003. — 525 с.

10. Гилинский Я.И. Самуилу Ароновичу Кугелю о С.А. Кугеле и науке // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 13–21. EDN: TFTUKB

11. Губа К.С. “Merton college”: от концептуализации к эмпирической программе социологии науки // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 130–145. EDN: UDUWFT

12. Де Серто М. По городу пешком // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 2. С. 24–38. EDN: JWUSGJ

13. Демина Н.В. Институционализация в сообществе ученых: защита кандидатской диссертации как обряд перехода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 1. С. 97–112. EDN: OWBZOX

14. Дивисенко К.С. Социальные исследования жизненного мира // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 6–20. EDN: SAISHX

15. Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 55–74. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036

16. Зборовский Г.Е. Плюрализм методологических подходов как проблема научного исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 3. С. 6–15. EDN: UNVRMB

17. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010. — 410 с. EDN: RAZQYH

18. Иванова Н.А. Наука как социальная практика и ее габитуальное основание: Автореф. … д-ра филос. наук. Томск, 2015. — 48 с.

19. Иванова Н.А. Повседневность науки: миф или реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4: в 2 ч. Ч. I. C. 80–84. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-1_20.pdf EDN: RZSPSL

20. Ионин Л.Г. Парадоксальный сон. М.: Университетская книга, 2005. — 320 с. EDN: QODXKX

21. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Юрайт, 2018. — 333 с. EDN: FKBRRB

22. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: НИУ ВШЭ, 2004. — 367 с. EDN: QWHXTR

23. Кирюшина M.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 40 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2764-1

24. Кефнер Н.В. Научная повседневность послевоенного поколения советских историков: Автореф. … канд. ист. наук. Омск, 2006. — 28 с. EDN: NNSEBZ

25. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 10. C. 45–65. EDN: SPDLTD

26. Кугель С.А. Адаптация российских ученых к изменяющимся социально-экономическим условиям // Науковедение. 2002. № 1. С. 86–107. EDN: RXKEMN

27. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (2). С. 122–14. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145 EDN: XRRWRF

28. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей: Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. С. 199–222. EDN: TMXXNT

29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Повседневность // Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994 [электронный ресурс]. Дата обращения 05.11.2023. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%9F*&pg=94&ind=N

30. Петров М.К. Историко-философские исследования. М.: РОССПЭН, 1996. — 512 с.

31. Полякова И.В. Современные концепции повседневности: анализ сущности и структура повседневного бытия людей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 83–91. DOI: 10.17223/1998863X/37/9 EDN: YLECPN

32. Постникова Т.В. Повседневность и смысл: опыт философско-антропологической археологии // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. III. М.: Современные тетради, 2005. С. 124–134. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/56402237

33. Рождественская Е.Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 27–47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.03 EDN: GSUFPZ

34. Сероштан М.В., Артамонова К.А., Акимова Г.З., Бережная Е.В., Сероштан Е.В. Рос сийская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 46–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66 EDN: SUCUUG

35. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28 EDN: PFBWYF

36. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049 EDN: YVZMBF

37. Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5–17. EDN: VSLWTD

38. Файман Н.С. Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 4. С. 103–114. DOI: 10.19181/1561-77852019-00042 EDN: HROLLD

39. Шмерлина И.А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 2. С. 7–40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1 EDN: UFGZMX

40. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 3–13. EDN: KTUKLJ

41. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц; [Пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; Сост. Н.М. Смирнова; Общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой]. М.: РОССПЭН, 2004. — 1054 с. EDN: QWHEJL

42. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129–137.

43. Щёлкин А. Повседневность с «неповседневной» точки зрения // Телескоп. 2016. № 5. С. 41–50. EDN: WNFCBL

44. Ядов В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 70–72. EDN: TZJORP

45. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985. — 387 p.

46. Löfström E., Pyhältö K. What are ethics in doctoral supervision, and how do they matter? Doctoral students’ perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 1–16. DOI: 10.1080/00313831.2019.1595711

47. Parker-Jenkins M. Mind the gap: developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor–supervisee relationship // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 1. P. 57–71. DOI: 10.1080/03075079.2016.1153622

48. Sandberg J., Dall’Alba G. Returning to practice anew: A lifeworld perspective // Organizations Studies. 2009. Vol. 30. No. 12. P. 1349–1368. DOI: 10.1177/0170840609349872

49. Soeffner H.-G. Order of Rituals: The Interpretation of Everyday Life. New York: Routledge, 2018. — 352 p. DOI: 10.4324/9781351293761

50. Woelert P. Human cognition, space, and the sedimentation of meaning // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2011. Vol. 10. P. 113–137. DOI: 10.1007/s11097-010-9153-3 EDN: HNXDAL

51. Zerubavel E. Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago, London: University of Chicago Press, 2012. — 194 p.
Статья

Поступила: 04.06.2023

Опубликована: 21.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Амбарова, П.А. 2023. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа. Социологический журнал. 29, 4 (дек. 2023), 77-99. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.4.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ