Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России

Научная статья
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках Госзадания РАНХиГС
Для цитирования
Солодовникова О. Б., Малькова Е. Е. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 4. С. 56-76. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.3 EDN: HOATOR

Аннотация

Цифровая трансформация, пересмотр принципов Болонской системы, новые направления академических контактов — далеко не полный перечень вызовов, стоящих перед вузами России. Отвечать на них в первую очередь приходится преподавателям высшей школы, что чревато повышенным уровнем стресса и требует более внимательного контроля за динамикой общей удовлетворенности работой (УР) профессорско-преподавательского состава (ППС). Несмотря на наличие исследований, посвященных УР в вузе, их взаимная верификация затруднена, так как общая теоретико-методологическая рамка такого рода исследований отсутствует, а набор показателей УР, как правило, не адаптирован для российских реалий. Кроме того, большой проблемой опросов преподавателей высшей школы является административная дистанция между инициаторами или заказчиками исследования и самими преподавателями, превращенными в объект исследования со сниженной агентностью. Авторы данной статьи предлагают подход, основанный на опыте проведения мониторинга отношения ППС к актуальным вызовам, который бы сочетал количественные и качественные методы опроса и ориентировался на универсальные домены УР в вузе. На взгляд авторов, такой подход может способствовать переходу преподавателя-респондента с пассивной позиции объекта исследования на активную позицию его участника и стать залогом оптимизации условий труда ППС. Выбор релевантных доменов УР, всесторонне характеризующих условия труда преподавателя в высшей школе, должен быть обоснован в ходе серии апробирующих исследований, а главное — внутренней дискуссии отраслевой социологии.
Ключевые слова:
удовлетворенность работой, удовлетворенность условиями труда, преподаватели высшей школы, автоэтнография, количественные и качественные исследования

Биографии авторов

Ольга Борисовна Солодовникова, РАНХиГС, Москва, Россия
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозирования 
Евгения Евгеньевна Малькова, РАНХиГС, Москва, Россия
младший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозирования

Литература

1. Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Мухсян Т.В. Сообщество практиков: создание и распространение знаний // Креативная экономика. 2018. № 10. С. 1587–1598. DOI:10.18334/ce.12.10.39484 EDN: VMLBTU

2. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 72–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ

3. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78–96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4 EDN: JKZUTK

4. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Дюжиков С.А. Удовлетворенность трудом в академической сфере // Terra Economicus. 2020. № 18 (3). С. 160–181. DOI:10.18522/2073-6606-2020-18-3-160-181 EDN: ARMOMM

5. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31–51. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51 EDN: NJLSZU

6. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Зум и безумие в высшей школе. М., 2023. [Рукопись]

7. Рогозин Д.М., Солодовникова О. Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. 2022. № 1. C. 271–300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300 EDN: KLQTLU

8. Рудаков В.Н. Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. 2021. № 9. — 36 c. DOI:10.17323/978-5-7598-2592-0 EDN: ZAOPHP

9. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. М.: Мысль, 1967. — 392 с.

10. Ablanedo-Rosas J.H., Blevins R.C., Gao H., et al. The impact of occupational stress on academic and administrative staff, and on students: An empirical case analysis // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 33. No. 5. P. 553–564. DOI:10.1080/1360080X.2011.605255

11. Bakker A.B., Demerouti E. Job Demands–Resources Theory // Wellbeing. A Complete Reference Guide / Ed. by C. Cooper, P. Chen. Chichester, UK: Wiley-Blackwel. 2014. P. 37–64. DOI: 10.1002/9781118539415.wbwell019

12. Cristea M., Babajide O.A. Impostor Phenomenon: Its Prevalence Among Academics and the Need for a Diverse and Inclusive Working Environment in British Higher Education // The Palgrave Handbook of Imposter Syndrome in Higher Education / Ed. by M. Addison, M. Breeze, Y. Taylor. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. P. 55–73. DOI: 10.1007/978-3-030-86570-2_4

13. Evetts J. A new Professionalism? Challenges and Opportunities // Current Sociology. 2011. Vol. 59. No. 4. P. 406–422. DOI: 10.1177/0011392111402585

14. Evetts J. New Professionalism and New Public Management: Changes, Continuities and Consequences // Comparative Sociology. 2009. Vol. 8. No. 2. P. 247–266. DOI: 10.1163/156913309x421655

15. Hagedorn L.S. Conceptualizing faculty job satisfaction: Components, theo ries, and outcomes // New directions for institutional research. 2000. Vol. 2000 (105). P. 5–20. DOI: 10.1002/ir.10501

16. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work. New Brunswick: Transaction Publishers, 1993. — 184 p. DOI: 10.4324/9781315124827

17. Hurd F., Singh S. “Something has to change”: A collaborative journey towards academic well-being through critical refexive practice // Management Learning. 2021. Vol. 52. No. 3. P. 347–363. DOI: 10.1177/1350507620970723

18. Machado-Taylor M.L., et al. Academic job satisfaction and motivation: findings from a nationwide study in Portuguese higher education // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. P. 541–559. DOI: 10.1080/03075079.2014.942265

19. Mudrak J., et al. A Self-determined Profession? Perceived Work Conditions and the Satisfaction Paradox among Czech Academic Faculty // Czech Sociological Review. 2020. Vol. 56. P. 387–418. DOI: 10.13060/csr.2020.023

20. Mudrak J., Zabrodska K., Kveton P., et al. Occupational well-being among university faculty: A job demands–resources model // Research in Higher Education. 2018. Vol. 59 (3). P. 325–348. DOI: 10.1007/s11162-017-9467-x

21. Nkomo S.M. The seductive power of academic journal rankings: Challenges of searching for the other-wise // Academy of Management Learning and Education. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 106–121. DOI:10.5465/AMLE.2009.37012184

22. Smith T., Salo P., Grootenboer P. Staying alive in academia: Collective praxis at work // Pedagogy, Culture and Society. 2010. Vol. 18. No. 1. P. 55–66. DOI:10.1080/14681360903556830

23. Sousa-Poza A., Sousa-Poza А. Well-being at work: A cross-national analysis of the levels and determinants of job satisfaction // Journal of Socio-Economics. Vol. 29. P. 517–538. DOI: 10.1016/S1053-5357(00)00085-8

24. Spilker M., Prinsen F., Kalz M. Valuing technology-enhanced academic conferences for continuing professional development. A systematic litera ture review // Professional Development in Education. 2020. Vol. 46. No. 3. P. 482–499. DOI: 10.1080/19415257.2019.1629614

25. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1989. Vol. 16. P. 282–298. DOI: 10.1016/00018791(80)90056-1

26. Taberner A.M. The marketisation of the English higher education sector and its impact on academic staff and the nature of their work // International Journal of Organizational Analysis. 2018. Vol. 26. No. 1. P. 129–152. DOI: 10.1108/IJOA-07-2017-1198
Статья

Поступила: 02.06.2023

Опубликована: 21.12.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Солодовникова, О.Б. и Малькова, Е.Е. 2023. Исследование удовлетворенности преподавателей своей работой: концептуальная рамка для России. Социологический журнал. 29, 4 (дек. 2023), 56-76. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.4.3.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ