Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции

Научная статья
  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
    Elibrary Author_id 137655
    ResearchID E-6142-2014
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    Elibrary Author_id 259120
    ResearchID R-6839-2016
Выражение признательности
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/
Для цитирования
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78-96. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4 EDN: JKZUTK

Аннотация

Статья посвящена проблемам мобилизации ресурсности научно-педагогического сообщества (НПС) в российских вузах, а также возможностям ее концептуализации. Обосновывается особая роль этого сообщества как драйвера развития конкретных вузов, высшего образования, российских регионов и общества в целом за счет переоценки и актуализации всех видов его ресурсов. Показано, что развитие ресурсности НПС и тонкая настройка управления ею становятся одним из основных факторов повышения конкурентоспособности российского высшего образования в сложных современных условиях. Разработка способов мобилизации ресурсности сообщества превращается в важнейшую управленческую проблему высшей школы. Статья направлена на формирование контуров научной концепции мобилизации ресурсности НПС как основы практик университетского управления. Задачами статьи являются рассмотрение таких ключевых проблем, как социологическая трактовка НПС в контексте его ресурсов и возможностей их мобилизации, интерпретация понятия и структуры ресурсности НПС, а также сущности и особенностей мобилизационного подхода к управлению ресурсностью сообщества. Суть такого подхода предлагается раскрывать через понятие управленческой стратегии, направленной на поиск, конвертацию и фокусирование дефицитных ресурсов сообщества в интересах национальной и университетской программы развития высшего образования. В качестве объекта концепции рассматривается НПС как социально-профессиональная и научно-образовательная общность. Предметом выступает традиционная и новая ресурсность сообщества и мобилизационное управление ею. В качестве условия эффективности такого управления показан новый подход к оценке ресурсности НПС, предполагающий комплексную диагностику объективных и субъектных ее аспектов, а также глубокую дифференциацию структуры ресурсов сообщества — социально-демографических, образовательно-педагогических, научно-квалификационных, публикационных, морально-идеологических, символических, коммуникативных, темпоральных и других.
Ключевые слова:
научно-педагогическое сообщество (НПС), ресурсность НПС, мобилизация ресурсности, университетское управление

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, профессор-исследователь
Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47. EDN: NXSDNJ

2. Бакштановский В.И., Богданова М.В. Трансформируемый университет: судьба профессорства // Ведомости прикладной этики. 2019. № 53. С. 112–133. EDN: IIHLRA

3. Василенко В.Л., Бразевич Д.С. Формы и социальные технологии мобилизующего менеджмента в предпринимательской системе // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 190–200.

4. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / [Пер. с англ. И. Тюриной]. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.

5. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 202–230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230 EDN: XIYTOL

6. Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX – начала XXI века. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2007. — 364 с.

7. Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. — 266 с.

8. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 147–180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA

9. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993. — 172 с.

10. Индикаторы образования: 2021: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 508 с.

11. Климов И.А. Социальная мобилизация: к истории понятия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 6–23 EDN: QAOBCV

12. Колычев В.Д., Буданов Н.А. Вовлеченность студентов и научно-педагогических работников как показатель оценки корпоративной культуры и инструмент формирования кадрового резерва вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 42–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-42-57 EDN: ORZQUY

13. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278–302. DOI: 10.17323/1814-95452020-2-278-302 EDN: ONLAXW

14. Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов: Информационный бюллетень / И.А. Прахов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 28 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2604-0 EDN: KJQPDJ

15. Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ / Под ред. Л.Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2014. — 369 с.

16. Суханова Е.А., Ковалева Т.М., Зоткин А.О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1. С. 90–97. EDN: VQWPIH

17. Таловская Б.М., Лисюткин М.А. О ресурсной стратификации российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 24–35. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.055 EDN: ZCEIXJ

18. Черныш М.Ф. О текущей ситуации и возможных ее последствиях // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. С. 15–26. DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.1 EDN: QJGEHA

19. Шпак Л.Л., Токмашева Ю.В. Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами // Вестник Томского госуниверситета. 2015. № 399. С. 28–33. DOI: 10.17223/15617793/399/6 EDN: VCOXYZ

20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995. — 328 с.

21. Barker-Plummer B. Producing Public Voice: Resource Mobilization and Media Access in the National Organization for Women // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2002. Vol. 76. No. 1. P. 188–205. DOI: 10.1177/107769900207900113

22. Becker H. The Nature of Profession // Sociological Work: Method and Substance. Chicago: Aldine Publishing Company, 1970. P. 87–104.

23. Bieliauskaite J. Solidarity in Academia and its Relationship to Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2021. No. 19 (3). P. 309–322. DOI: 10.1007/s10805-021-09420-6 EDN: CRGTQN

24. Bob E. Resource Mobilization Theory. The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Ed. by G. Ritzer. New York: Wiley, 2007. P. 3959–3962.

25. Bourdages M.-P. La mobilisation dans la litt´erature p´edagogique manag´eriale: une analyse de contenu de manuels de formation. Sociologie. Universit´e Ren´e Descartes Paris V, 2014. Fran¸cais. NNT: 2014PA05H025 [online]. Accessed 06.03.2023. URL: https://theses.hal.science/tel-01130635/document

26. Cress D.M., Snow D.A. Mobilization at the Margins: Resources, Benefactors, and the Viability of Homeless Social Movement Organizations // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. No. 6. P. 1089–1109. DOI: 10.2307/2096310 EDN: HEZPTJ

27. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. No. 99. Paper No. 101460. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.08.002

28. Denisova-Schmidt E. The End of the Academic Profession in Russia? // Мир России. 2020. Т. 29. № 3. C. 86–95. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95 EDN: ZWHXKQ

29. Etzioni A. Mobilization as a Macrosociological Conception // The British Journal of Sociology. 1968. Vol. 19.No. 3. P. 243–253. DOI: 10.2307/588830

30. Jenkins C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 2003. Vol. 9. No. 1. P. 527–553. DOI: 10.1146/annurev.so.09.080183.002523

31. Heffernan T.A., Heffernan A. The academic exodus: the role of institutional support in academics leaving universities and the academy // Professional development in education. 2019. No. 45 (1). P. 102–113. DOI: 10.1080/19415257.2018.1474491

32. Kwiek M. Internationalists and locals: international research collaboration in a resource-poor system // Scientometrics. 2020. No. 124 (1). P. 57–105. DOI: 10.1007/s11192-020-03460-2

33. McCarthy J., Zald M. Resource Mobilization and Social Movements: a Partial Theory // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 82. No. 6. P. 149–172. DOI: 10.1086/226464

34. Resource mobilization for Universities: UVCF Bulletin 2015 [online]. Accessed 15.12.2022. URL: https://ucudir.ucu.ac.ug/bitstream/handle/20.500.11951/100/Senyonyi_Resource%20mobilization%20for%20Universities_2015.pdf?sequence=1&isAllowed=y

35. Rogers T., Goldstein N.J., Fox C.R. Social Mobilization // Annual Review of Psychology. 2018. Vol. 69. P. 357–381. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033718

36. Seltzer J.B. What is Resource Mobilization and Why is it so Important? // Management Sciences for Health. 20 October 2014 [online]. Accessed 06.03.2023. URL: https://healthcommcapacity.org/resource-mobilization-important/

37. Staniland P. Cities on Fire: Social Mobilization, State Policy, and Urban Insurgency // Comparative Political Studies. 2010. Vol. 43. No. 12. P. 1623–1649. DOI: 10.1177/0010414010374022

38. Tauginiene L. Embedding Academic Integrity in Public Universities // Journal of Academic Ethics. 2016. No. 14 (4). P. 327–344. DOI: 10.1007/s10805-016-9268-4

39. Wangenge-Ouma G., Langa P.V. Universities and the mobilization of claims of excellence for competitive advantage // Higher Education. 2010. Vol. 59. P. 749–764.

40. Okeyo B.O. Strategic stakeholder management and resource mobilization in the University of Nairobi. 2015 [online]. Accessed 20.12.2022. URL: http://hdl.handle.net/11295/93774

41. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as a case in point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 7. Р. 1292–1308. DOI: 10.1080/03045079.2015.1092129

42. Zou T.X.P. Community-based professional development for academics: a phenomenographic study // Studies in Higher Education. 2019. No. 44 (11). P. 1975–1989. DOI: 10.1080/03075079.2018.1477129
Статья

Поступила: 25.12.2022

Опубликована: 17.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Зборовский, Г.Е. и Амбарова, П.А. 2023. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции. Социологический журнал. 29, 1 (мар. 2023), 78-96. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.4.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ