Социальные аспекты кредитного поведения населения

  • Денис Олегович Стребков Государственный университет — Высшая школа экономики strebkov@nm.ru
Для цитирования
Стребков Д. О. Социальные аспекты кредитного поведения населения // Социологический журнал. 2007. № 1. С. С. 83-102.

Аннотация

В статье представлен разработанный автором методологический подход, позволяющий анализировать влияние социальных факторов на принятие финансовых решений. В частности, выделен набор параметров (индикаторов), определяющих соотношение уровня жизни индивида, уровня жизни его социального окружения, референтных и антиреферентных групп, в соответствии с которым аналитически выделены восемь возможных вариантов жизненной стратегии.Получен ряд важных содержательных выводов, характеризующих изменение системы ценностей и структуры потребностей современного российского населения; изменение статуса кредита в обществе. На основе анализа эмпирических данных показано существенное влияние социальных факторов на трех первых этапах принятия решения о получении кредита: осознание потребности, поиск информации и предпокупочная оценка вариантов
Ключевые слова:
социальные аспекты, кредитное поведение, уровень жизни, жизненные стратегии, референтные группы, ценности, структура потребностей

Биография автора

Денис Олегович Стребков, Государственный университет — Высшая школа экономики
кандидат социологических наук, доцент

Литература

Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М.: Рудомино, 2001.



Zelizer V.A. Human values and the market: The case of life insurance and death in 19th-century America // American Journal of Sociology. 1978. Vol. 84. P. 591-610.



Modigliani F. Life cycle, individual thrift and the wealth of nations // Nobel lectures: Economic sciences (1981–1990) / Ed. by K.-G. Maler. Singapore, etc: World Scientific, 1992. P. 150 171.



Lea S.E.G., Webley P., Levine R.M. The economic psychology of consume debt // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 85 119.



Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, зав-тра / Пер. с англ. Н.А. Алмаева // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 8–16.



Livingstone S.M., Lunt P.K. Predicting personal debt and debt repayment: Psychological, social and economic determinants // Journal of Economic Psychology. 1992. Vol. 13. P. 111-134.



Lunt P.K., Livingstone S.M. Mass consumption and personal identity. Buck-ingham, Philadelphia: Open University Press, 1992.



Преснякова Л. Пользование кредитами [online]. Date of access: 12.12.2006. URL: .



Галухина Я. Заемный конвейер набирает обороты // Эксперт. 2003. № 34.



Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 109 128.



Стребков Д.О. Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 51 59.



Lea S.E.G., Webley P., Walker C.M. Psychological factors in consume debt: Money management, economic socialization, and credit use // Journal of Economic Psychology. 1995. Vol. 16. P. 681 701.



Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей: Пер с англ. / Под ред. Л.А. Волковой. 9-е изд. СПб.: Питер, 2002.



Smyth D.J. Toward a theory of saving // The economics of saving / Ed. by J.H. Gapinski. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1993. P. 47 92.



Де Грааф Дж., Ванн Д., Нэйлор Т.Х. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру / Пер. с англ. Н. Макаровой. М.: Ультра.Культура, 2003.



Tokunaga H. The use and abuse of consumer credit: Application of psycho-logical theory and research // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 285-316.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Стребков, Д.О. 2007. Социальные аспекты кредитного поведения населения. Социологический журнал. 1 (мар. 2007), С. 83-102.
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ