Особенности социального обслуживания в различных типах населенных пунктов: взгляд потребителей услуг (по результатам всероссийского опроса)

Научная статья
  • Елена Борисовна Архипова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия e.b.arkhipova@urfu.ru
    elibrary Author_id 770608
  • Ольга Ивановна Бородкина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия oiborodkina@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0936-5757
    elibrary Author_id 73388
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 19-18-00246-П «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг», реализуемый в СПбГУ.
Для цитирования
Архипова Е. Б., Бородкина О. И. Особенности социального обслуживания в различных типах населенных пунктов: взгляд потребителей услуг (по результатам всероссийского опроса) // Социологический журнал. 2022. Том 28. № 4. С. 60-81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.4.9315 EDN: UIVFKS

Аннотация

В настоящее время происходит существенная трансформация системы социального обслуживания населения, связанная в числе прочего с расширением спектра поставщиков социальных услуг и внедрением новых форм взаимодействия с получателями социальной помощи. Особая роль в новой конфигурации системы социального обслуживания отводится социально ориентированным НКО и социальным предпринимателям. В данной статье представлены результаты исследования системы социального обслуживания с позиций получателей социальных услуг. Основным методом сбора информации стал всероссийский онлайн-опрос среди клиентов организаций, предоставляющих социальную помощь, или их представителей. Методология исследования предполагала выделение 5 типов населенных пунктов (мегаполисы, города-миллионеры, крупные города, малые города и сельская местность). Выборка составила 2267 человек. По результатам исследования были выделены группы социального обслуживания, отражающие основные характеристики в населенных пунктах различных типов. Результаты показали недостаточность развития негосударственного сектора услуг во всех выделенных кластерах. Барьеры вовлечения НКО в систему социального обслуживания связаны, с одной стороны, с убежденностью самих граждан (особенно старшего поколения) в том, что только государственные учреждения могут предоставлять качественные и бесплатные услуги, а с другой — с позицией многих НКО, которые не стремятся входить в региональные реестры поставщиков социальных услуг, прежде всего из-за низких тарифов, установленных механизмов отчетности и возмещения затрат. Жители малых городов и сельской местности часто сталкиваются с отсутствием выбора, доминированием одного типа поставщиков, неразвитостью социальной инфраструктуры на территории своего проживания, ограниченным перечнем услуг, доступных им на бесплатной основе.
Ключевые слова:
социальные услуги, социальное обслуживание населения, поставщики социальных услуг, НКО, населенные пункты

Биографии авторов

Елена Борисовна Архипова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент
Ольга Ивановна Бородкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
 доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Басова Е.А. Региональное неравенство в контексте доступности социально значимых благ: компаративная оценка // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 83–98. DOI: 10.17323/727-06342022-20-1-83-98 EDN: OTUZDZ

2. Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО: зарубежный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 150–174. EDN: RBOKED

3. Внутских А.Ю., Гасумова С.Е., Иванова М.М., Малкова Е.В., Петрова М.Д. Социальные предприятия и СО НКО в Пермском крае: проблемы и перспективы развития // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 166–176. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-166-176 EDN: HNILXX

4. Григорьева И.А., Парфенова О. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 7–22. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22 EDN: UVJYKL

5. Заболотная Г.М., Ларионов А.В. Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 72–91. EDN: ZHJMTR

6. Зубаревич Н. Социальная дифференциация регионов и городов // Pro et Contra. 2012. Т. 16. № 4–5. С. 135–152. EDN: VPJRCF

7. Климова С.Г. Смыслы и практики разгосударствления социальных услуг // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 48–56. EDN: YGAMRP

8. Козырева П.М., Смирнов А.И. Масштабы распространения и размеры оплаты медицинских услуг // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 3 (23). С. 26–42. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.3.6001 EDN: YAVJLN

9. Корнилова М.В., Корнилова Л.М. Портрет получателя социальных услуг на дому // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 4. С. 51–55. EDN: YMCGGE

10. Краснопольская И.И., Мерсиянова И.В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29–52. EDN: TXIVNF

11. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 7–26. EDN: XEDGVR

12. Полтавская М.Б., Данилова Е.О., Абашкина Е.В. Перспективы развития некоммерческих рганизаций как поставщиков социальных услуг: на примере Волгоградской области // Logos et Рraxis. 2019. Т. 18. № 4. С. 74–85. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.4.9 EDN: TFZYFY

13. Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг: прозрачность применяемых процедур // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 117–137. EDN: YGIVLN

14. Смирнов В.А. Региональные системы социального предпринимательства в России: типология, факторы развития, ключевые противоречия // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 23–40. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-23-40 EDN: PRGWSK

15. Состояние и перспективы развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций Санкт-Петербурга в 2020–2021 гг. СПб.: Лема, 2021. — 128 с.

16. Социальное предпринимательство и инвестирование: от теории к практике: коллективная монография / Под ред. О.И. Бородкиной, А.В. Старшиновой. СПб.: Скифия-принт, 2020. — 350 с.

17. Старшинова А.В., Бородкина О.И. Деятельность НКО в сфере социальных услуг: общественные ожидания и региональные практики // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 3. С. 411–428. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-3-411-428 EDN: SWOTCP

18. Якимец В.Н., Никовская Л.И. Поддержка социального пред принимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 99–109. DOI: 10.31857/S013216250004962-1 EDN: ICJOVY

19. Ярская-Смирнова Е.Р., Бодрова О.А. Модели легитимации некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. № 24 (1). С. 45–78. DOI: 10.31119/jssa.2021.24.1.3 EDN: RAEZKS

20. Borodkina O., Sibirev V. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 1. С. 129–142. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-129-142 EDN: HGKLOO

21. Offer J., Pinker R. (eds.) Social Policy and Welfare Pluralism. Selected Writings by R. Pinker. Bristol: Policy Press, 2017. — 352 p.

22. Powell M.A. Understanding the mixed economy of welfare. Bristol: The Policy Press, 2007. — 272 p.

23. Salamon L.M., Toepler S. Government-Nonprofit Cooperation: Anomaly or Necessity? // Voluntas. 2015. Vol. 26. No. 6. P. 2155–2177. DOI: 10.1007/s11266-015-9651-6 EDN: VAKLGB

24. Starshinova A.V., Borodkina O.I., Arkhipova E.B. Youth as Social Service Consumers: the Case of Russia // Social Work and Society. 2021. Vol. 19. No. 1. P. 1–14. EDN: MYNQZQ
Статья

Поступила: 13.07.2022

Опубликована: 11.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Архипова, Е.Б. и Бородкина, О.И. 2022. Особенности социального обслуживания в различных типах населенных пунктов: взгляд потребителей услуг (по результатам всероссийского опроса). Социологический журнал. 28, 4 (дек. 2022), 60-81. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.4.9315.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ