Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19

Научная статья
  • Екатерина Вячеславовна Богомолова Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия bogomolova@fom.ru
  • Юлия Александровна Кот Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия kot@fom.ru
  • Екатерина Александровна Никифорова Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия enikiforova@fom.ru
  • Елена Серафимовна Петренко Фонд "Общественное мнение", Москва, Россия petrenko@fom.ru
    Elibrary Author_id 498987
Для цитирования
Богомолова Е. В., Кот Ю. А., Никифорова Е. А., Петренко Е. С. Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19 // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 4. С. 53-71. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8644

Аннотация

С апреля 2020 г. по август 2021 г. Фонд «Общественное мнение» провел исследование топ-менеджмента предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в условиях пандемии. В рамках исследования мы сосредоточились на «историях успеха» и свойствах компаний, которые обусловливают их выживаемость. Организации, попавшие в поле нашего зрения, несмотря на пандемический кризис, успешно справились с адаптацией к нему, запустили новые продукты и процессы, их коллективы солидаризировались и в некоторых случаях выросли под новые функции. Одним из факторов успеха компании и ее выживаемости в период кризиса является наличие системы ценностей, разделяемой всеми участниками команды, как неотъемлемой части корпоративной культуры. Руководители компаний отмечают: внимательно относиться к коллективу значит делать очень выгодную инвестицию в развитие бизнеса. В кризисный период именно корпоративная культура помогла руководителям компаний сохранить вокруг себя сплоченную команду, создать рабочую атмосферу в коллективе и вдохновить сотрудников на дальнейшее развитие. В статье рассмотрены разные уровни корпоративной культуры, показана роль каждого из них в выживании бизнеса в условиях пандемии. Приведены результаты кейс-стади и контент-анализа 70 глубинных интервью с руководителями компаний, которые отражают ключевые изменения корпоративной культуры в контексте пандемии. Особое внимание уделено трансформации роли руководителя бизнеса. В заключительном разделе рассмотрены особенности корпоративной культуры для бизнесов разных размеров и подведены итоги, а также обозначены направления будущих исследований.
Ключевые слова:
корпоративная культура, менеджмент, социология организаций, корпоративные ценности, управление организацией, российский бизнес, пандемия

Биографии авторов

Екатерина Вячеславовна Богомолова, Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
руководитель исследовательских и образовательных проектов
Юлия Александровна Кот, Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
руководитель проектов
Екатерина Александровна Никифорова, Фонд «Общественное мнение», Москва, Россия
старший специалист
Елена Серафимовна Петренко, Фонд "Общественное мнение", Москва, Россия
кандидат философских наук, директор по науке

Литература

1. Абрамов Р.Н., Климов И.А. Работа на удаленке: конец эксклюзивности // СоциоДиггер. ВЦИОМ. 2020. Т. 1. № 1. С. 16–26.

2. Браун Д., Крамер И. Корпоративное племя: Чему антрополог может научить топ-менеджера / Пер. с англ. И. Окуньковой. М.: Альпина Паблишер, 2018. — 240 с.

3. Климова С.Г., Климов И.А. Опыт перехода российских компаний на удаленную работу в ситуации пандемии // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 50–60. DOI: 10.31857/S013216250014470-0

4. Кудрявцева Е.И. COVID-19 как индикатор корпоративной культуры: опыт малых предприятий // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021 / Под ред. Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 680–684.

5. Лалу Ф. Открывая организации будущего / Пер. с англ. В. Кулябиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.

6. Ослон А.А. и др. Социология пандемии. Проект коронаФОМ. М.: Институт Фонда «Общественное мнение» (инФОМ), 2021. — 319 с.

7. Симачев Ю.В. и др. Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие. Доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 13–30 апреля 2021 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 45 с.

8. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. — 336 с.

9. Belzunegui-Eraso A., Erro-Garcés A. Teleworking in the Context of the Covid-19 Crisis // Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 9. P. 3662–3680. DOI: 10.3390/ su12093662

10. Carnevale J.B., Hatak I. Employee adjustment and well-being in the era of COVID-19: Implications for human resource management // Journal of Business Research. 2020. Vol. 116. P. 183–187. DOI: 10.1016/j. jbusres.2020.05.037

11. Chatman J.A., et al. Parsing organizational culture: How the norm for adaptability influences the relationship between culture consensus and financial performance in high‐technology firms // Journal of Organizational Behavior. 2014. Vol. 35. No. 6. P. 785–808. DOI: 10.1002/job.1928

12. Graham J.R., et al. Corporate culture: Evidence from the field // Cambridge: National Bureau of Economic Research. 2017. No. 23255. P. 1–77. DOI: 10.3386/w23255

13. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. The value of corporate culture // Journal of Financial Economics. 2015. Vol. 117. No. 1. P. 60–76. DOI: 10.1016/j. jfineco.2014.05.010

14. Guo H., et al. The digitalization and public crisis responses of small and medium enterprises: Implications from a COVID-19 survey // Frontiers of Business Research in China. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 1–25. DOI: 10.1186/s11782-02000087-1

15. Kitching J., Smallbone D., Xheneti M. Have small businesses beaten the recession? // 32nd Institute for Small Business and Entrepreneurship (ISBE) Conference: Celebrating 3 decades of excellence in education, research and practice: at the cutting edge of international entrepreneurship. Liverpool, U.K., 2009. P. 1–16 [online]. Accessed 27.11.2021. URL: https://core.ac.uk/reader/91048

16. Li K., et al. The role of corporate culture in bad times: Evidence from the COVID-19 pandemic // Journal of Financial and Quantitative Analysis. 2020. Vol. 56. No. 5. P. 1–68. DOI: 10.1017/S0022109021000326

17. Li K., et al. Measuring corporate culture using machine learning // The Review of Financial Studies. 2021. Vol. 34. No. 7. P. 3265–3315. DOI: 10.1093/rfs/hhaa079

18. Lins K.V., Servaes H., Tamayo A. Social capital, trust, and firm performance: The value of corporate social responsibility during the financial crisis // The Journal of Finance. 2017. Vol. 72. No. 4. P. 1785–1824. DOI: 10.1111/jofi.12505

19. Meyer B.H., Prescott B., Sheng X.S. The impact of the COVID-19 pandemic on business expectations // International Journal of Forecasting. In Press. 2021. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2021.02.009

20. Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and productivity // Journal of Labor Economics. 2015. Vol. 33. No. 4. P. 789–822. DOI: 10.1086/681096

21. Quartz/Qualtrics. The Pandemic and Employee Experience. 2021 [online]. Accessed 10.07.2021. URL: https://www.qualtrics.com/m/assets/wp-content/ uploads/2020/08/Qualtrics-Quartz-Report.pdf

22. Shan C., Tang D.Y. The value of employee satisfaction in disastrous times: Evidence from COVID-19. 2020. — 42 p. DOI: 10.2139/ssrn.3560919

23. Sturt D., et al. Rethink. 2022 Global Culture Report. O.C. Tanner Institute. 2021. — 174 p. [online]. Accessed 10.07.2020. URL: https://www.octanner.com/content/dam/oc-tanner/images/v2/culture-report/2022/home/INT-GCR2022.pdf
Статья

Поступила: 13.10.2021

Опубликована: 09.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Богомолова, Е.В., Кот, Ю.А., Никифорова, Е.А. и Петренко, Е.С. 2021. Антикризисные трансформации корпоративной культуры российских компаний во время пандемии COVID-19. Социологический журнал. 27, 4 (дек. 2021), 53-71. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.4.8644.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ