Становление американских электоральных исследований: Пол Лазарсфельд и «Выбор народа»

  • Алексей Николаевич Воробьев Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева politscience@mail.ru
    Elibrary Author_id 869369
Для цитирования
Воробьев А. Н. Становление американских электоральных исследований: Пол Лазарсфельд и «Выбор народа» // Социологический журнал. 2018. Том 24. № 3. С. 163-179. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5998

Аннотация

В статье рассматривается история научного проекта «Выбор народа» (The People’s Choice) — одного из классических американских исследований поведения избирателей, инициированного Полом Лазарсфельдом. Оно проведено в период президентской кампании 1940 г. и опубликовано четырьмя годами позднее. Данное исследование явилось первым масштабным применением панельного опросного метода, разработанного Лазарсфельдом, а выводы о социальной природе голосования и двухступенчатом характере политической коммуникации во многом определили современный облик электоральных исследований. История данного проекта обычно рассматривается в рамках философского аналитического подхода, нацеленного на реконструкцию логической структуры гипотез и теоретических выводов исследования. В данной статье реализованы историческая и социологическая перспективы с фокусированием на историко-биографическом контексте и социальных сторонах проекта. С опорой на широкий круг источников, в том числе архивных, реконструированы интеллектуальные и социально-институциональные предпосылки исследования, описаны первые попытки апробации панельной методологии в период локальных электоральных кампаний 1937 и 1938 гг., детально рассмотрены обстоятельства подготовки и проведения полевой части исследования с мая по ноябрь 1940 г., а также анализ собранных данных и написание конечного текста книги. Показана концептуальная эволюция проекта, вызванная неоднозначностью полученных эмпирических данных. Отдельно уделено внимание особенностям формирования историографического дискурса современных электоральных исследований.
Ключевые слова:
Пол Лазарсфельд, поведение избирателей, история социологии, Колумбийская школа социологии, история электоральных исследований, историография электоральных исследований

Биография автора

Алексей Николаевич Воробьев, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
старший преподаватель кафедры политологии и права

Литература

Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда (введение в его научную биографию) // Вестник АН СССР. 1990. № 8. С. 94-108.



Докторов Б.З. Элмо Роупер: исследователь рынка, поллстер, общественный деятель // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 3. С. 25-37.



Bartels L.M. The Study of Electoral Behavior // The Oxford Handbook of American Elections and Political Behavior / Ed. by J.E. Leighley. New York, NY: Oxford University Press, 2010. P. 239-261.



Buxton W. The Political Economy of Communications Research // Information and Communication in Economics / Ed. by R.E. Babe. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1994. P. 147-175.



Campbell A., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. New York: Wiley, 1960. — 573 p.



Converse P.E. Researching Electoral Politics // American Political Science Review. 2006. Vol. 100. No. 4. P. 605-612. DOI: 10.1017/S0003055406062484



Paul Lazarsfeld Wiener RAVAG Studie 1932: Der Beginn der modernen Rundfunkforschung / M. Desmond (Hrsg.). Wien/Muhlheim an der Ruhr: Guthmann- Peterson, 1996. — 119 S.



Fleck C. Vor dem Urlaub. Die intellektuelle Biographie der Wiener Jahre Paul F. Lazarsfelds // Paul F. Lazarsfeld. Die Wiener Tradition der Empirischen Sozial- und Kommunikationswissenschaften / W. Langenbucher (Hrsg.). Mdnchen: Olschlager, 1990. S. 49-74.



Fleck C. A Transatlantic History of the Social Sciences: Robber Barons, the Third Reich and the Invention of Empirical Social Research. New York City, NY: Bloomsbury Academic, 2011. DOI: 10.5040/9781849662932



Fleck C., Daye C. Methodology of the History of the Social and Behavioral Sciences // The International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences / Ed. by J.D. Wright. Vol. 15. Oxford, UK: Elsevier, 2015. P. 319-325. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086- 8.03224-4



Fullerton R.A. An Historic Analysis of Advertising’s Role in Consumer Decision-making: Paul F. Lazarsfeld’s European Research //Advances in Consumer Research. 1999. Vol. 26. No. 1. P. 498-503.



Jahoda M., Lazarsfeld P., Zeisel H. Die Arbeitslosen von Marienthal. Ein soziogra- phischer Versuch dber die Wirkungen langandauert der Arbeitslosigkeit. Leipzig: Hirzel, 1933.



Lazarsfeld P.F., Fiske M. The “Panel” as a New Tool for Measuring Opinion // Public Opinion Quarterly. 1938. Vol. 2. № 4. P. 596-612.



LazarsfeldP.F., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1944.



Lazarsfeld P.F. “Panel” studies // Public Opinion Quarterly. 1940. Vol. 4. No. 1.



P. 122-128. DOI: 10.1086/265373



Lazarsfeld P.F. Repeated Interviews as a Tool for Studying Changes in Opinion and Their Causes // American Statistical Association Bulletin. 1941. Vol. 2. No. 1. P. 3-7.



Lazarsfeld P.F. Reminiscences of Paul Felix Lazarsfeld // Columbia University — Oral History Research Office. New York: Columbia University, 1962.



Lazarsfeld P.F. An Episode in the History of Social Research // The Intellectual Migration: Europe and America, 1930-1960 / Ed. by D. Fleming, B. Bailyn. Cambridge,



MA: Harvard University Press, 1969. P. 270-337.



Morrison D. Paul Lazarsfeld: The Biography of an Institutional Innovator. PhD Thesis.



Leicester: University of Leicester, 1976.



Morrison D. The Search for a Method: Focus Groups and the Development of Mass Communication Research. New Barnet, UK: John Libbey Publishing, 1998.



Neurath P. Paul F. Lazarsfeld and the Institutionalization of Empirical Social Research // An Introduction to Social Research / Ed. by R.B. Smith. Cambridge, MA: Ballinger Publishing, 1983. P. 365-382.



Pasanella A. The Mind Traveler: A Guide to Paul F. Lazarsfeld’s Communication Research Papers. New York: Freedom Forum Media Studies Center, 1994.



Pooley J.D. Mnemonic Multiples: The Case of the Columbia Panel Studies // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2015. Vol. 51. No. 1. P. 10-30. DOI: 10.1002/jhbs.21698



Rossi P. Four Landmarks in Voting Research // American Voting Behavior / Ed. by E. Burdick, A.J. Brodbeck. Glencoe, IL: Free Press. 1959. P. 5-54.



Rowland A., Simonson P. The Founding Mothers of Communication Research: Toward a History of a Gendered Assemblage // Critical Studies in Media Communication. 2014.



Vol. 31. No. 1. P. 3-26. DOI: 10.1080/15295036.2013.849355



Sully M.A. Political Parties and Elections in Austria. London: Hurst, 1981.



The People’s Choice: Life Survey Discloses Why People Voted as They Did in This Week’s Election // Life. November 11. 1940. P. 95-103.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Воробьев, А.Н. 2018. Становление американских электоральных исследований: Пол Лазарсфельд и «Выбор народа». Социологический журнал. 24, 3 (сен. 2018), 163-179. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.3.5998.
Раздел
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ