Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления

  • Алексей Николаевич Ильин Омский государственный педагогический университет ilin1983@yandex.ru
Выражение признательности
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (государственное задание).
Для цитирования
Ильин А. Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления // Социологический журнал. 2014. № 3. С. С. 101-115. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.515

Аннотация

В статье ставится вопрос о том, что в постсоветском российском обществе к настоящему времени сложилась культура потребления, оказывающая негативное влияние на многие аспекты социально-культурной жизни человека и общества в целом. В частности, рассмотрены такие связанные с консьюмеризмом проблемы, как распад общественных связей и политическая пассивность населения. Эти свойства особенно характерны для социальной группы молодежи, сформировавшейся в постсоветское время. В качестве теоретико-методологической базы исследования использованы теории социологии потребления и социальной философии. Представлен анализ точек зрения российских исследователей, изучающих проблемы социальной атомизации, социальных страхов, идентичности в условиях развития консьюмеристских тенденций. В качестве методологической базы выступают работы зарубежных авторов (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Г. Дебор, А. Турен), исследующих особенности потребительского массового общества. Сделаны выводы о том, что избыточное потребление, характерное для современного российского и других обществ, культивирует ценность индивидуализма, переводит внимание человека с серьезных политических проблем на проблемы личного характера. В результате происходит ослабление социальных связей, падает политическая активность (например протестная), интерес к проблематике общественного блага замещается интересом сугубо личного плана. Гипертрофирование ценностей потребления в пределе ведет к потере обществом своей основы — социальности.
Ключевые слова:
культура потребления, деконсолидация, деполитизация, общество потребления, политическая пассивность, индивидуализм, со-лидарность, атомизация

Биография автора

Алексей Николаевич Ильин, Омский государственный педагогический университет
кандидат философских наук, доцент кафедры практической психологии

Литература

Азимов А. Слова в науке. История происхождения научных терминов. М.: Центрполиграф, 2006. — 364 с.



Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 109–115.



Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. — 390 с.



Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. — 96 с.



Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое со-стояние российского общество // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 26–32.



Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27–30.



Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 1999. — 224 с.



Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 22–28.



Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. — 256 с.



Кара-Мурза С.Г. Угрозы России. Точка невозврата. М.: Эксмо: Алгоритм, 2012. — 592 с.



Линке П. Потерянное поколение в мастерской будущего // Теоретический и общественно-политический журнал «Альтернативы». 2012. № 1. С. 33–36.



Олейникова Ю.В. Патриотизм как категорический императив русской интеллигенции // «Новая» и «старая» интеллигенция: общее и особенное / РГГУ, социол. фак-т, Центр социол. исследований; Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко; Ред.-сост. М.С. Цапко. М.: РГГУ, 2012. С. 234–243.



Петухов В.В. Новые поля социальной напряженности // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 30–39.



Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическое участие // Политические исследования. 2012. № 4. С. 56–62.



Реутов Е.В, Колпина Л.В., Реутова М.Н., Бояринова И.В. Эффективность социальных сетей в региональном сообществе // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 79–88.



Тульчинский Г.Л. Культура в шопе // Нева. 2007. № 2. С. 128–149.



Турен А. Социология без общества // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 6–11.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Ильин, А.Н. 2014. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления. Социологический журнал. 3 (окт. 2014), С. 101-115. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.515.