Теоретико-методологические основы изучения причин межэтнической напряженности

  • Михаил Фёдорович Черныш Институт социологии РАН mfche@yandex.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ №15-18-00138 «Социально-экономические и социально-культурные предпосылки напряжений и конфликтов в сфере межнациональных отношений».
Для цитирования
Черныш М. Ф. Теоретико-методологические основы изучения причин межэтнической напряженности // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 4. С. 25-41. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.4.4806

Аннотация

В статье представлены теоретические подходы к изучению феномена межнациональной напряженности. Межнациональная напряженность характеризует отношения, которые возникают между этническими группами, находящимися в соприкосновении друг с другом. Как правило, в исследованиях межнациональной напряженности она понимается как неприязненное или враждебное групповое сознание в двух или нескольких этнических группах. В работах Э. Дюркгейма подчеркивается, что причиной межэтнической напряженности служит слабость общих гражданских ценностей. С его точки зрения, только то общество, где ценности гражданства разделяются подавляющим большинством граждан, имеет основание именоваться моральным. Мобилизация на базе этнических ценностей ослабляет общество, поскольку противопоставляет один народ другому. В работах левых социологов межнациональная напряженность рассматривается как результат неполной эмансипации этнических групп в современном обществе. В исследованиях культурной направленности (Э. Геллнер, Э. Хобсбаум) межэтническая напряженность трактуется как следствие культурной селекции, осуществляемой при строительстве национального государства. Межэтническая напряженность вызывается разной комбинацией причин в разных ситуациях, поэтому, следуя рекомендации Р. Будона, необходимо изучать ее с учетом той комбинации экономических, социальных и культурных факторов, которая ее формирует.
Ключевые слова:
социальная группа, этническая группа, этническое сознание, межнациональная напряженность, конфликт, «моральное общество», национальное государство, классовый конфликт

Биография автора

Михаил Фёдорович Черныш, Институт социологии РАН
доктор социологических наук, заместитель директора по науке

Литература

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального измерения / Р. Будон; Пер. с фр. М.М. Кириченко; Науч. ред. пер. М.Ф. Черныш; Ин-т Открытое общество. М.: Аспект Пресс, 1998. — 284 с.



Маркс К. К еврейском вопросу [электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2016. URL: .



Маркс К. Письмо к К. Каутскому от 7 февраля 1882 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2016. URL: .



Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Сочинения. 5-е изд. М.: Политиздат, 1973. С. 113–150.



Appadurai A. Modernity at large. Cultural Dimension of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1998. — 229 p.



Cladis M. A Communitarian defense of liberalism. Emile Durkheim and contemporary social theory. Stanford: Stanford University Press, 1992. — 339 p.



Fanon F. The wretched of the Earth. New York: Grove Press, 1963. — 241 p.



Gellner E. Nations and nationalism. New perspectives on the past. 2nd ed. Ithaca: Cornell University Press, 2009. — 152 p.



Hobsbawm E. Nations and nationalism since 1780. Programme, myth and Reality. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 209 p.



Lukes S. Emile Durkheim: His life and works: A historical and critical study. Stanford: Stanford University Press, 1973. — 638 p.



Parkin F. Marxism and class theory. London: Tavistock Publications, 1979. — 217 p.



Smelser N. The social edges of psychoanalysis. Oakland: University of California Press, 1998. — 263 p.



Urry J. Mobilities. London: Polity Press, 2007. — 334 p.



Wright E.O. Classes. London: Verso, 1985. — 344 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Черныш, М.Ф. 2016. Теоретико-методологические основы изучения причин межэтнической напряженности. Социологический журнал. 22, 4 (дек. 2016), 25-41. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.4.4806.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ