Культурный капитал материнства и ценности семейного воспитания: сравнительный анализ

  • Ольга Николаевна Безрукова Санкт-Петербургский государственный университет onbezrukova@gmail.com
  • Виктория Львовна Рыскина Московская высшая школа социальных и экономических наук Vryskina1@mail.ru
  • Валентина Алексеевна Самойлова Санкт-Петербургский государственный университет v_samoylova@mail.ru
Выражение признательности
Грант Президента РФ 02.03.2011№ 127-рп «Исслед. коммуникативно-реч. компетенции у дет. ран. возр. в семьях групп риска» и Тем. плана СПбГУ на пров. иссл. «Соц. капиталсемейные ценн. и репрод. поведение мол. в проц. соц. изм. шифр тем. 1038167.2011
Для цитирования
Безрукова О. Н., Рыскина В. Л., Самойлова В. А. Культурный капитал материнства и ценности семейного воспитания: сравнительный анализ // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 3. С. 107-128. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.3.4588

Аннотация

Условия жизни в современном обществе актуализируют значимость воспитания в формировании у детей качеств, способствующих активной социальной адаптации личности и накоплению культурного капитала. В статье предпринят сравнительный анализ комплекса экономических и культурных ресурсов матерей трех групп, ориентированных на разные доминирующие ценности воспитания детей — послушание, любознательность, общительность. Культурные ресурсы матерей определялись как совокупность культурных и образовательных компетенций, владение иностранными языками, компьютерной грамотностью, практиками самообразования; увлечение музыкой, театром, живописью, творческой деятельностью. Дополняют структуру культурных ресурсов материнства экспрессивные и инструментальные личностные качества, способствующие вовлеченности женщины в родительскую роль, а также достижению баланса профессиональных и семейных обязанностей. Наблюдается влияние неравенства в обеспеченности матерей различными ресурсами на воспитание в детях ценностей, способствующих успешной адаптации в сложном обществе.Сделан вывод, что матери, ориентированные на ценности общительности и любознательности, обладают более обширным культурным капиталом, позволяющим воспитывать в детях качества, способствующие успешной адаптации в сложном обществе, по сравнению с матерями, ценящими послушание. Установлено, что высокий уровень образования родителей, семейное благополучие, эмоциональная поддержка, тесные межпоколенные связи способствуют накоплению культурных ресурсов материнства. В то же время улучшение материальных условий жизни, снижение профессиональной нагрузки не всегда напрямую положительно влияют на культурный капитал матерей. Значительная роль принадлежит мотивирующим факторам — потребности матери в личностном росте, в развитии воспитательной компетентности.
Ключевые слова:
культурный капитал, ценности, культурные ресурсы, экономические ресурсы, социальное неравенство, семейное воспитание, матери, материнство, отцы, дети, семья

Биографии авторов

Ольга Николаевна Безрукова, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, факультет социологии
Виктория Львовна Рыскина, Московская высшая школа социальных и экономических наук
преподаватель
Валентина Алексеевна Самойлова, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры теории и практики социальной работы, факультет социологии

Литература

Адамьянц Т.З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 117–125.



Артамонова Е.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Современное общество и проблемы развития человека: социокультурный подход // Культура и образование. 2014. № 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 05.08.2015. URL: .



Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85–97.



Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. — 216 с.



Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Авторитарность в родительской культуре матерей // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 44–54.



Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Семейная политика на муниципальном уровне // Власть. 2013. № 11. С. 138–144.



Дементьева И.Ф. Семейное воспитание в современном мире // Социальная педагогика. 2012. № 3. С. 5–11.



Епихина Ю.Б. Влияние экономических и культурных ресурсов на успеваемость школьников из многодетных семей: Автореф… канд. социол. наук. М.: Институт социологии РАН, 2011. — 27 с.



Ивашкина Ю.Ю., Рыскина В.Л. Профилактические программы поддержки семьи: «средовой подход» // Теория и практика профилактической социальной работы / Под ред. В.А. Самойловой, О.И. Бородкиной. СПб.: Изд-во «Скифия-принт», 2008. С. 189–206.



Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: Центр социального прогнозирования, 2008. — 277 с.



Константиновский Д.Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55–69.



Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Куражова А.В., Романова О.А., Остроухов А.В. Влияние материнской депривации и неврологических заболеваний на речевое развитие детей первых трех лет жизни // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 102–112.



Меренков А.В. Тенденции изменения воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 101–110.



Москвичева Н.Л. Семья как среда формирования и развития ребенка // Семья: психология, педагогика, социальная работа. М.: АСТ, 2010. С. 229–289.



Преснякова Л.А. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров в воспитании // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 39–56.



Самойлова В.А. Адаптация личности в современном обществе и проблема психологического здоровья детей и подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 41–54.



Семьеведение: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.В. Карцевой. Казань: Школа, 2015. — 200 с.



Сергиенко Е.А. Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. Близнецы: от рождения до трех лет. М.: КОГИТО-Центр, 2002. — 144 с.



Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. М.: Центр социологии образования РАО, 2002. — 247 с.



Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Влияние социальных факторов на семейный досуг дошкольника // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 62–70.



Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Дис… канд. псих. н. М.: Психологический институт РАО, 1997. — 161 с.



Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 114–117.



Чернов Д.Н. Взаимосвязь типа родительского отношения и речевого развития младших школьников в семьях с разным социоэкономическим статусом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 1 (15) [электронный ресурс]. Дата обращения: 05.08.2015. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/430-chernov15.html.



Черныш М.Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 42–53.



Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000. — 62 с.



Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.



Bates E., Bretherton I., Snyder L. From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — 326 p.



Belsky J. The determinants of parenting: A process model. Child Development. 1984. Vol. 55. P. 83–99. DOI: 10.2307/1129836



Bezrukova O., Samoylova V. The Authoritarian Syndrome in Attitudes and Educational Practices of Russian Parents // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015 (January). Vol. 165. P. 234–240. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.627



Bourdieu P., Passeron J.-C. Les étudiants et leurs études. La Haye: Mouton, 1964. — 149 p.



Bourdieu P. L’école concervatrice. Les inégalités devant l’école et devant la culture. Revue francaise de sociologie. 1966. Vol. 7. No. 3. P. 325–347. DOI: 10.2307/3319132



Bowlby J., Ainsworth M. D. S. Child Care and Growth of Love. 2nd ed. London: Penguin Books, 1976. — 254 p.



Hays Sh. The cultural contradictions of motherhood. New Haven, CT: Yale University Press, 1996. — 288 p.



Hoff E. Language development at an early age: Learning mechanisms and outcomes from birth to five years // R.E.Tremblay, R.G. Barr., R. Peters, M. Boivin (eds.). Encyclopedia on Early Childhood Development Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development; 2009. P. 1–5. [online]. Accessed 15.09.2015. URL: .



Hoff E. The specificity of environmental influence: Socioeconomic status affects early vocabulary development via maternal speech // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1368–1378. DOI:10.1111/1467-8624.00612



Hoff-Ginsberg E. The relation of birth order and socioeconomic status to children’s language experience and language development // Applied Psycholinguistics. 1998. Vol. 19. P. 603–629. DOI: 10.1017/S0142716400010389



Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values. American Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 19–51. DOI: 10.2307/2657288



Kingston P.W. The unfulfilled promise of cultural capital theory // Sociology of Education. 2001. P. 88–99. DOI: 10.2307/2673255



Kohn M. Class and conformity: A study of values. Homewood, IL: Dorsey. 1969. — 315 p.



Kuhl P.K., Andruski J.E., Chistovich I.A., Chistovich L.A., Kozhevnikova E.V., Ryskina V.L., Stolyarova E.I., Sundberg U., Lacerda F. Cross-Language Analysis of Phonetic Units in Language Addressed to Infants // Science. 1997. Vol. 277. No. 5326. P. 684–686. DOI: 10.1126/science.277.5326.684



Lareau A. Invisible Inequality: Social Class and Childrearing in Black Families and White Families // American Sociological Review. 2002. Vol. 67. No. 5. P. 747–776. DOI: 10.2307/3088916



Lareau A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California Press. 2003. — 343 p.



Lee E, Bristow J., Faircloth C., Macvarish J. Parenting culture studies. London: Palgrave Macmillan, 2014. — 256 p. DOI: 10.1057/9781137304612



Sullivan A. Cultural capital and educational attainment // Sociology. 2001. Vol. 35. No. 4. P. 893–912. DOI: 10.1017/S0038038501008938
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Безрукова, О.Н., Рыскина, В.Л. и Самойлова, В.А. 2016. Культурный капитал материнства и ценности семейного воспитания: сравнительный анализ. Социологический журнал. 22, 3 (сен. 2016), 107-128. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.3.4588.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ