Феномен лукизма и возможности его социологического анализа

  • Екатерина Александровна Орех Санкт-Петербургский государственный университет e.orekh@spbu.ru
Для цитирования
Орех Е. А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 3. С. 67-81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.3.4585

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению социального феномена лукизма (lookism) — дискриминации по внешнему виду, а также возможностям его социологического анализа. Анализируются причины возникновения интереса к данной проблематике в западном социологическом знании с 1980-х гг. и невнимания к теме в отечественной социологии. Лукизм предлагается рассматривать как дискриминирующее поведение, которому предшествует оценивание внешних данных человека на основе представлений, стереотипов и предрассудков, распространенных внутри социальной общности. Обосновывается, что ранжирование внешности происходит по ресурсам, которые приобретает человек в зависимости от того, насколько котируется его внешность в глазах другого. Это, в свою очередь, обусловлено различными стереотипами относительно связи внешности и внутренних человеческих качеств. Проблематизируются эвристические возможности социологической теории в изучении темы лукизма, рассматриваются сложности методологического характера. Оценивается имеющийся на сегодня багаж научных публикаций, главным образом зарубежных и посвященных изучению влияния образов «идеального» внешнего вида на самооценку человека, способам борьбы с дискриминацией по внешности. Отдельно анализируются особенности воспроизводства лукизма посредством визуальных медиумов, таких как кино и анимация. Определяются лакуны в исследованиях лукизма и намечаются их перспективы.
Ключевые слова:
лукизм, дискриминация, внешность, визуальный анализ, общество потребления

Биография автора

Екатерина Александровна Орех, Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии

Литература

Алмонд К. Модная чувственность: ре-концептуализация образа полного тела // Теория моды: одежда, тело, культура. 2014. № 33. С. 73–103.



Афанасьева Е.С. О характере влияния привлекательности преподавателя на познавательную активность обучаемых в образовательных учреждениях пограничного профиля // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2009. № 3. С. 52–58.



Бзезян А.А. Лукизм и этническая дискриминация // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 21–23.



Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и прим. Е.А. Самарской. М.: Культурная революция, Республика, 2006. — 259 с.



Вайштейн О. «В соответствии с фигурой»: полное тело в советской моде // Теория моды: одежда, тело, культура. 2010. № 15. С. 75–94.



Вульф Н. Миф о красоте: стереотипы против женщин. М.: Альпина нон-фикш, 2016. — 446 с.



Демотиваториум.ру [электронный ресурс] Дата обращения 12.02.2016. URL: .



Комаров О.О., Шалаева Н.Ю. Феномен привлекательности: кросс-культурный аспект // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2–3. С. 689–694.



Крэри Дж. Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке / Пер. с англ. Д. Потемкина. М.: V-A-C press. 2014. — 256 с.



Орлова Г. «Воочию видим». Фотография и советский проект в эпоху их технической воспроизводимости // Советская власть и медиа / Под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген; Сб. статей. СПб.: Академический проект, 2006. С. 188–203.



Погонцева Д.В. Этнолукизм — дискриминация этнических групп по внешнему облику // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317). С. 89–91.



Pro Тело. Молодежный контекст / Под ред. Е. Омельченко, Н. Нартовой. СПб.: Алетейя, 2013. — 288 с.



Тернер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. 1994. № 6. С. 137–167.



Ayto J. Lookism // Twentieth Century Words. New York: Oxford University Press, 1999. — 485 p.



Barlett C. P., Harris R.J. The impact of body emphasizing video games on image concerns in men and women // Sex Roles. 2008. No. 59 (7). Р. 586–601.



Bonds-Raacke J., Raacke J.D. The Relationship between Physical Attractiveness of Professors and Students. Ratings of Professor Quality // Journal of Psychiatry, Psychology and Mental Health. 2007. No. 1 (2). Р. 1–7.



Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste, Social Stratification: Class, Race, and Gender in Sociological Perspective / Ed. by D. Grusky. Boulder: Westview Press, 1994. Р. 404–429.



Chae M.-H. Satisfaction and fashion involvement of female tennis wear consumers // International Journal of consumer studies. 2006. No. 30 (1). Р. 25–33.



Davis A. “Lookism”, Common Schools, Respect and Democracy // Journal of Philosophy of Education. 2008. No. 41 (4). Р. 811–827.



Dworkin A. Woman hating. New York: E.P. Dutton, 1974. — 217 p.



Edmonds A., Sanabria E. Medical borderlands: Engineering the body with plastic surgery and hormonal therapies in Brazil // Anthropology and Medicine. 2014. No. 21 (2). Р. 202–216.



Hammermesh D., Biddle J. Beauty and the Labor Market // American Economic Review. 1994. No. 84 (5). Р. 1174–1194.



Hine R. ‘In the Margins: The Impact of Sexualised Images on the Mental Health of Ageing Women // Sex Roles. 2011. No. 65 (7–8). Р. 632–646.



Kwan S., Trautner M.N. Judging Books by Their Covers: Teaching about Physical Attractiveness Biases // Teaching Sociology. 2011. No. 39 (1). Р. 16–26.



Martins N., Williams D.C., Harrison K., Ratan R.A. A content analysis of female body imagery in video games // Sex Roles. 2009. No. 61 (11). Р. 824–836.



Merriam Webster’s Collegiate English Dictionary. Springfield, MA: Merriam-Webster, 2012 [online]. Accessed 12.02.16. URL: .



Orekh E., Bogomiagkova E. Lookism in the visual communication: A sociological analysis of modern Russian children’s animation // 2nd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2015. Book 1: Psychology and Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education Conference Proceedings. Vol. 1. P. 665–672.



Smeesters D., Mussweiler Th., Mandel N. The Effects of Thin and Heavy Media Images on Overweight and Underweight Consumers: Social Comparison Processes and Behavioral Implications // Journal of Consumer Research. 2010. No. 36 (6). Р. 930–949.



Stenmar L., Nordholm L.A. Swedish physical therapists' beliefs on what makes therapy work // Physical Therapy. 1994. No. 74 (11). Р. 1034–1039.



Tietje L., Cresap S. Is Lookism Unjust? The Ethics of Aesthetics and Public Policy Implications // Journal of Libertarian Studies. 2005. No. 19 (2). Р. 31–50.



Tondeur L. Lookism // Encyclopedia of Gender and Society. Los Angeles: Sage, 2009. P. 495–497.



Warhurst C., Nickson D., Hall R. and van den Broek D. Lookism: The New Frontier of Employment Discrimination? // Journal of Industrial Relations. 2009. No. 51 (1). Р. 131–136.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Орех, Е.А. 2016. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа. Социологический журнал. 22, 3 (сен. 2016), 67-81. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.3.4585.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ