Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития

  • Елена Михайловна Колесникова Институт социологии РАН kolesnikova@mail.ru
Для цитирования
Колесникова Е. М. Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 1. С. 114-132. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.3919

Аннотация

Исследование проводилось как часть проекта по изучению актуального положения, а также перспектив и стратегий повышения социального статуса педагогических работников дошкольного образования в России. Профессиональная группа рассматривается в рамках неовеберианской концепции. Российскому дошкольному образованию в ближайшие годы предстоит пережить уход большой доли специалистов с высоким показателем стажа и возраста. Гипотеза состояла в том, что данная смена поколений в профессиональной группе отразится на ее значимых показателях и что динамика социального и профессионального статуса специалистов, работающих в частном и государственном секторах, будет различной.Исследование проводилось в марте — сентябре 2014 года в трех регионах России (Москва, Самарская область, Нижегородская область) с учетом соблюдения квот выборки по значимому статистическому показателю группы (педагогический стаж). Для анализа было отобрано 347 анкет воспитателей из государственного сектора и 93 из частного (в силу отсутствия официальной статистики по частному сектору использована процедура сплошного опроса воспитателей в 20 частных детских садах и центрах). Дополнительно использованы данные опроса, осуществленного нами в период с сентября 2011 по январь 2012 г. по квотной выборке (по педагогическому стажу) в 12 регионах России; для анализа было отобрано 597 анкет.В статье приводится анализ следующих тематических блоков анкеты: оценка изменений условий труда на непосредственном рабочем месте за последние три года; оценка таких ресурсов группы, как субъективное ощущение уважения к профессии со стороны государства и общества, уровень профессионального образования воспитателей, ресурсы повышения статуса; самооценка уровня социальной защищенности группы и дохода.Установлено, что исследуемая профессиональная группа характеризуется набором проблем — от слабости символического капитала и квалификации кадров, до неразвитой коллегиальной солидарности и низкой доходности занятия, — решение которых требует координации усилий всего профессионального сообщества, в том числе развития институтов представительства мнения и государственно-частного партнерства.Недостаточное финансирование и отсутствие участия профессиональных ассоциаций в регулировании ситуации может вести к дальнейшему понижению профессионального статуса — ухудшению показателей качества персонала, притоку мигрантов в профессию.
Ключевые слова:
социология профессий, социология образования, воспитатели, дошкольное образование

Биография автора

Елена Михайловна Колесникова, Институт социологии РАН
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, сектор социологии профессий и профессиональных групп

Литература

Ассоциация «Территория образования», презентация выступления на региональном форуме работников системы дошкольного образования (Самара, 2013 г.) «Современная негосударственная образовательная организация: состояние и перспективы» [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Индикаторы образования: 2010: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2010. — 175 с.



Индикаторы образования: 2013: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 280 с.



История дошкольной педагогики / Под ред. Л.Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. — 352 с.



История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М.: Просвещение, 1988. — 447 с.



Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36–46.



Маршалл Т. Новейшая история профессионализма в связи с социальной структурой и социальной политикой // Журнал исследований социальной политики. 2010. № 1. С. 105–124.



Мониторинг альтернативных форм дошкольного образования Самарской области в 2012–2013гг. [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL:. .



Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, ЦИСН, 2003. — 255 с.



Образование в Российской Федерации: 2010: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2010. — 491 с.



Показатель «Уровень средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в организациях государственной и муниципальной форм собственности за январь–декабрь 2013 года» [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Свенссон Л.Г. Социальное неравенство среди шведских профессионалов // Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей. Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансурова. М.: ИС РАН, РОС, 2013. С. 38–65.



Сухова А.С. Услуги по уходу за детьми: масштаб и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011. № 4. С. 473–494.



Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. .



Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Федеральный портал «Российское образование»: перечень вузов и их филиалов (направление (ОКСО) — 050100, направление (ФГОС) — 050100) [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Федеральный портал «Российское образование»: перечень ССУЗА (специальность (ОКСО) — 050704, специальность (ФГОС) — 050144) [электронный ресурс]. Дата обращения 19.02.2015. URL: .



Эветтс Д. Гибридизация профессионализма в организациях и высшем образовании // Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера. Коллективная монография / Отв. редактор В.А. Мансуров. М.: ИС РАН, РОС, 2014. С. 93–113.



A labour of love: Women, work, and caring / Ed. by J. Finch, D. Groves. London and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1983. — 182 p.



Baumol W.J. Macroeconomics of Unbalanced Growth: The Anatomy of Urban Crisis // The American Economic Review. 1967. No. 57 (3). P. 415–426.



Blau D. The child care problem: An economic analysis. NY: Russell Sage, 2001. — 278 p.



Bloom D.E., Steen T.P. The Labor Force Implications of Expanding the Child Care Industry // Population Research and Policy Review. 1990. Vol. 9. No. 1. P. 25–44. DOI:10.1007/BF00124900



Cameron C., Mooney A., Moss P. The child care workforce: current conditions and future directions // Critical Social Policy. 2002. No. 22 (4). P. 572– 596.



Cameron C., Moss P. Care work in Europe: current understandings and future directions. London and New York: Routledge, 2007. — 170 p.



Child Care and Preschool Development in Europe: Institutional Perspectives / Ed. by K. Scheiwe, H. Willekens. London: Palgrave MacMillan, 2009. — 249 p.



Cleveland G. H., Hyatt D. E. Child Care Workers' Wages: New Evidence on Returns to Education, Experience, Job Tenure and Auspice // Journal of Population Economics. 2002. Vol. 15. No. 3. P. 575–597. DOI: 10.1007/s001480100106



Competence Requirements in Early Childhood Education and Care. A study for European Commission Directorate-General for Education and Culture. Final Report. University of East London, Cass School of Education and University of Ghent, Department for Social Welfare Studies, 2011 [online]. Accessed 15.10.2013. URL: .



Crompton R. Employment and the family: The reconfiguration of work and family life in contemporary societies. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. — 244 p. DOI: 10.1017/CBO9780511488962



Ehrenreich B., Hochschild A.R. Global woman: nannies, maids, and sex workers in the new economy. 1st Owl Books ed. New York: Metropolitan Books, 2002. — 328 p.



England P. Emerging theories of care // Annual Review of Sociology. 2005. No. 31 (1). P. 381–399.



Evers A., Lewis J., Riedel B. Developing child-care provision in England and Germany: Problems of governance // Journal of European Social Policy. 2005. No. 15 (3). P. 195–209.



Folbre N. Demanding Quality: Worker / Consumer Coalitions and “High Road” // Strategies in the Care Sector. Politics & Society. 2006. No. 34 (1). P. 11–32.



Fuller B., Strath A. The Child-Care and Preschool Workforce: Demographics, Earnings, and Unequal Distribution // Educational Evaluation and Policy Analysis. 2001. Vol. 23. No. 1. P. 37–55. DOI: 10.3102/01623737023001037



Grimshaw D., Rubery J. Undervaluing women's work. Manchester: Equal Opportunities Commission, 2007. — 178 p.



Himmelweit S. Caring: The need for an economic strategy // Public Policy Research. 2005. No. 12 (3). P. 168–173.



Laere K.V., Peeters J., Vandenbroeck M. The Education and Care Divide: The role of the early childhood workforce in 15 European countries // European Journal of Education. 2012. Vol. 47. No. 4. P. 527–541. DOI: 10.1111/ejed.12006



Land H., Rose H. Compulsory altruism for some or an altruistic society for all? // In defence of Welfare / Ed by P. Bean, J. Ferris, D. Whynes. London and New York, NY: Tavistock Publications, 1985. P. 74–96.



Leira A. Concepts of Caring: Loving, Thinking, and Doing // Social Service Review. 1994. No. 68 (2). P. 185–201.



Lewis J. Gender and the Development of Welfare Regimes // Journal of European Social Policy. 1992. No. 2 (3). P. 159–173.



Lewis J., Campbell M., Huerta C. Patterns of paid and unpaid work in Western Europe: Gender, commodification, preferences and the implications for policy // Journal of European Social Policy. 2008. No. 18 (1). P. 21–37.



Zigler E., Marsland K., Lord H. The Tragedy of Child Care in America. New Haven & London: Yale University Press, 2009. — 215 p. DOI: 10.12987/yale/9780300122336.001.0001
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Колесникова, Е.М. 2016. Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития. Социологический журнал. 22, 1 (мар. 2016), 114-132. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.3919.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ