Онлайн дискурс «второй волны» московских наблюдателей

  • Сергей Геннадьевич Давыдов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» sdavydov@hse.ru
  • Павел Андреевич Лебедев портал Superjob.ru p_lebedev@list.ru
Для цитирования
Давыдов С. Г., Лебедев П. А. Онлайн дискурс «второй волны» московских наблюдателей // Социологический журнал. 2015. Том 21. № 3. С. С. 129-143. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2381

Аннотация

Статья посвящена анализу материалов публичного дискурса, связанных с наблюдениями и наблюдателями на выборах мэра Москвы, состоявшихся 8 сентября 2013 г. В этой кампании участвовала «вторая волна» таких наблюдателей (после выборов Президента РФ в 2012 г.). Цель статьи — показать, каким образом деятельность наблюдателей обсуждалась в русскоязычных социальных медиа. Анализировался дискурс социальных медиа, под которыми в данном случае понимаются блоги, микроблоги, форумы, социальные сети, онлайн-СМИ. Эмпирическая база исследования — массив упоминаний (сообщений) о наблюдении (наблюдателях), собранный за период с 06.08.2013 по 26.09.2013 г. Выборку исследования, сформированную с помощью информационной системы Wobot, составили 3777 публикаций на 127 сайтах. Проанализирована динамика обсуждения рассматриваемой темы в социальных медиа. Определены основные коммуникативные задачи, которые решали пользователи. Рассмотрены особенности дискурса на различных информационных площадках. Сделаны выводы о том, что социальные медиа во время электоральной кампании в основном транслировали призывы стать наблюдателем, а также информировали об организации контроля за ходом выборов.
Ключевые слова:
наблюдатели, гражданский активизм, электоральные процессы, социальные медиа, онлайн-дискурс, анализ социальных

Биографии авторов

Сергей Геннадьевич Давыдов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кандидат философских наук, заместитель декана по учебной работе, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; доцент, Департамент медиа
Павел Андреевич Лебедев, портал Superjob.ru
кандидат социологических наук, руководитель направления исследований

Литература

Davydov S.G., Stakhmich A.S. Rezul'taty monitoringa sotsial'nykh media v marketingovykh issledovaniyakh. Sotsiologicheskie metody v sovremennoi issledovatel'skoi praktike: Sbornik statei, posvyashchennyi pamyati pervogo dekana fakul'teta sotsiologii NIU VShE A.O. Kryshtanovskogo. [Sociological methods in modern research practice: A collection of articles dedicated to the memory of the first Dean of the Faculty of Sociology of HSE S.O. Kryshtanovskiy.]. Ed. by O.A. Oberemko. Moscow: HSE Publishing house, 2011. P. 183–188] [online]. Accessed 19.09.2015. URL: . (In Russ.)



Zvereva V.V. Setevye razgovory. Kul'turnye kommunikatsii v Runete. [Network conversations. Cultural communication in RuNet.] Bergen: University of Bergen, 2012. 279 p.



Kak nastroit' rasshirennyi poiskovyi zapros? Chasto zadavaemye voprosy [How to set up advanced search query? Frequently Asked Questions.]. Wobot [online]. Accessed 19.09.2015. URL: . (In Russ.)



Kleman K., Miryasova O., Demidov A. Ot obyvatelei k aktivistam: Zarozhdayushchiesya sotsial'nye dvizheniya v sovremennoi Rossii. [From man in the street to activists: Emerging social movements in modern Russia.] Moscow: Tri kvadrata Publ., 2010. 688 p.



Klimov I.A. “Constructive” and “protesting” movements as a source of social change in practices. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki. [The Journal Of Social Policy Studies.] 2014. Vol. 12. No. 2. P. 201–216. (In Russ.)



Kol'tsova E.Yu. Than is the blogosphere breathing? On the methodology of large texts data analysis for sociological goals. Onlain issledovaniya v Rossii 3.0 [Online research in Russia 3.0]. Eds. I.F. Devyatko, A.V. Shashkin, S.G. Davydov. Moscow: OMI RUSSIA, 2012. P. 163–187. (In Russ.)



Logunova O.S., Lebedev P.A. Untypical view on visual representation of typical restaurant visit. Internet-marketing. [Internet marketing.] 2015. No. 1. P. 52–68. (In Russ.)



Sedova N.N. Civic activism in modern Russia: Forms, factors, and social base. Sotsiologicheskii zhurnal. [Sociological Journal.] 2014. No. 2. P. 48–71. (In Russ.)



Castels M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Cambridge: Polity Press, 2012. 200 p.



Chiluwa I. Social media networks and the discourse of resistance: A sociolinguistic CDA of Biafra online discourses. Discourse and Society. 2012. No 23. P. 217–244.



Edgerly L., Toft A., Veden M.L. Social Movements, Political Goals, and the May 1 Marches Communicating Protest in Polysemous Media Environments. The International Journal of Press. [Politics.]. 2011. No. 16. P. 314– 334.



Elmer G. Live research: Twittering an election debate. New media & society 2013. No. 15. P. 18–30.



Fuchs C. Behind the news: Social media, riots, and revolutions. Capital and Class. 2012. No. 36 (3). P. 383–391.



Oates S. Revolution Stalled: The Political Limits of the Internet in the Post-Soviet Sphere. New York: Oxford University Press, 2013. 448 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Давыдов, С.Г. и Лебедев, П.А. 2015. Онлайн дискурс «второй волны» московских наблюдателей. Социологический журнал. 21, 3 (сен. 2015), С. 129-143. DOI:https://doi.org/10.19181/socjour.2015.21.3.2381.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ