Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира

  • Константин Сергеевич Дивисенко Социологический институт РАН divis@inbox.ru
Выражение признательности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Религиозные знанияубеж-дения и практики в жизненном миремежконфессиональные особенно-сти (православие и протестантизм)»проект № 11–33–00381а2
Для цитирования
Дивисенко К. С. Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира // Социологический журнал. 2011. № 4. С. С. 84-100.

Аннотация

В статье рассматриваются методологические трудности изучения религиозности, в частности ее критерия и степени. В русле феноменологической перспективы предлагается операционализация религиозного жизненного мира как совокупного единства знаний, убеждений и практик. Степень проникновения религиозного жизненного мира как символического универсума в область повседневной жизни может быть рассмотрена в качестве критерия религиозности.
Ключевые слова:
религия, жизненный мир, степень религиозности, повседневность, сим-волический универсум, феноменология религии

Биография автора

Константин Сергеевич Дивисенко, Социологический институт РАН
младший научный сотрудник группы социально-культурных изменений и биографического фонда

Литература

Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социологические исследования 2009. № 9. С. 97–102.



Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 123–136.



Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.



Бронк А. Феноменология религии // Религиоведение. 2003. № 1. С. 75–78.



Вахштайн В.С. «Практика» vs. «фрейм»: альтернативные проекты исследования повседневного мира // Социологического обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 65–95.



Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. 1997. № 6. С. 9–23.



Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1995.



Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.



Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004.



Гуссерль Э. Логические исследования. // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 2, 3 (1) / Пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.



Дивисенко К. Религиозное и оккультное в автобиографии // Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Мемориал, 2010. С. 89–94.



Ильин В.И. Жизнь как участвующее наблюдение: исповедь социолога // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 8. № 4. С. 5–24.



Колядко В.И. К проблеме феноменологического метода // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”. Вып. 7. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 [online]. Дата обращения к документу: 30.09.2011. URL: .



Мезенцева Е.Б. Гендерные стереотипы в представлениях православных верующих // Гендерные представления в современной России. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 187–219.



Религиозный мир как предмет научного исследования (на вопросы редакции отвечает И.Н. Яблоков) // Человек. 2010. № 6. С. 109–115.



Риккерт Г. О понятии философии // Философия жизни: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 1998.



Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: право-славные и мусульмане: суеверное поведение россиян. М.: Наука, 2006.



Смирнов М.Ю. Очерк истории российской социологии религии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.



Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 123–137.



Теория и жизненный мир человека / Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: Институт философии РАН, 1995.



Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.



Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001.



Хабермас Ю. Проблематика понимания смысла в социальных науках // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 3. С. 3–33.



Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения Рос-сии в конце ХХ века. М.: Академический проект, 2005.



Шелер М. Социология знания // Теоретическая социология: Антология: В 2-х ч. Ч. 1. М.: Книжный дом «Университет», 2002.



Шульга А. Типология категориально-понятийного аппарата феноменологии (окончание) // Социология: теория, методы, маркетинг. 2000. № 4. С. 56–66.



Шюц А. О множественности реальностей // Социологическая теория: история, современность, перспективы. СПб.: Владимир Даль, 2007. С. 58–109.



Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.



Allen D. Phenomenology of religion // The Routledge companion to the study of religion / Ed. by J.R. Hinnells. New York: Routledge, 2005.



Cox J.L. A guide to the phenomenology of religion. Key figures, formative influences and subsequent debates. London, New York: T&T Clark Interna-tional, 2006.



Habermas J. The theory of communicative action. Lifeworld and system: A critique of functionalist reason. Vol. 2. Boston: Beacon Press, 1985.



Zahavi D. Husserl’s phenomenology. Stanford: Stanford University Press, 2003.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Дивисенко, К.С. 2011. Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира. Социологический журнал. 4 (мар. 2011), С. 84-100.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ