Включённая объективация / Пер. с фр. Г.Б. Юдина

  • Пьер Бурдье французский социолог, этнолог, философ и политический публицист LarissaKozlova@yandex.ru
Для цитирования
Бурдье П. Включённая объективация / Пер. с фр. Г.Б. Юдина // Социологический журнал. 2011. № 2. С. С. 21-38.

Аннотация

Научная рефлексивность противостоит как нарциссической рефлексивности постмодернистской антропологии, так и эгологической рефлексивности феноменологии, поскольку направлена на то, чтобы усилить научность, обратив самые объективистские инструменты социальной науки не только на личность исследователя, но и, что более существенно, на само антропологическое поле, на схоластические диспозиции и ошибки, к которым оно располагает и поощряет своих участников. «Включенная объективация» как объективация субъекта объективации и процедур объективации, а также самих условий возможности объективации создает реальные познавательные последствия, поскольку позволяет социальному аналитику схватить и подчинить себе дорефлексивный социальный и академический опыт, который он склонен бессознательно переносить на обычных социальных агентов. Это не означает, что антропологу следует исключать из своей работы все, что относится к нему самому. Напротив, примеры, взятые из собственных исследований автора (с особым акцентом на полевых исследованиях, которые проводились одновременно в Кабилии, отдаленной колонии, и в Беарне, его родной деревне), показывают, что специфический личный опыт, методически подвергнутый социологическому контролю, представляет собой незаменимый аналитический ресурс, и мобилизация собственного прошлого посредством самосоциоанализа может принести пользу как в познавательном, так и в экзистенциальном отношении.
Ключевые слова:
рефлексивность, субъект, объективация, антропология, академическое поле, схоластическая ошибка

Биография автора

Пьер Бурдье, французский социолог, этнолог, философ и политический публицист
автор оригинальной концепции, рассматривающей метатеоретические основания социологии

Литература

Бурдье П. От «королевского дома» к государственному интересу: мо-дель происхождения бюрократического поля // Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2001. C. 139–176.



Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 17–33.



Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы (Часть I). М.: Гнозис, 1994.



Вулф В. На маяк // Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Вол-ны. Флаш. Рассказы. Эссе. М.: Пушкинская библиотека, АСТ, 2008. С. 165–306.



Гарнетт Д. Женщина-лисица. Человек в зоологическом саду. М: Б.С.Г.-Пресс, 2004.



Гоулднер А. Наступающий кризис западной социологии. СПб: Наука, 2003.



Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс. М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М: Наука; Восточная литература РАН, 1996. С. 6–73.



Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академический проект, 2008.



Anthropological locations: Boundaries and grounds of a field science / Ed. by A. Gupta & J. Ferguson. Berkeley: University of California Press, 1997.



Austin J.L. Sense and sensibilia. Oxford: Oxford University Press, 1962.



Bourdieu P. Célibat et condition paysanne // Études rurales. 1962. No. 5–6. P. 32–135.



Bourdieu P. Esquisse d’une théorie de la pratique, précédé de trois études d’ethnologie kabyle. Genève: Droz, 1972; Paris: Seuil, coll. «Points», 2000.



Bourdieu P. Les rites d’institution // Actes de la recherche en sciences sociales. 1982. No. 43. P. 58–63;



Bourdieu P. Homo academicus. Paris: Minuit, 1984.



Bourdieu P. De la règle aux strategies (entretien avec Pierre Lamaison) // Terrains. 1985. No. 4. P. 93–100.



Bourdieu P. The scholastic point of view // Cultural Anthropology. 1990. No. 5. P. 380–391.



Bourdieu P. Comprendre // Bourdieu P., et al. La misère du monde. Paris: Seuil, 1993. P. 903–939.



Bourdieu P. Le bal des célibataires. Crise de la société paysanne en Béarn. Paris: Seuil, coll. «Points», 2002.



Bourdieu P. Science de la science et réflexivité. Paris: Raisons d’agir (Cours et travaux), 2001.



Durkheim É. L’évolution pédagogique en France / Introduction de M. Halbwachs. Paris: PUF, 1990.



Geertz C. Works and lives: The anthropologist as author. Stanford: Stanford University Press, 1988.



Marcus G., Fischer M. Anthropology as cultural critique. Chicago; Chicago University Press, 1986.



Rosaldo R. Culture and truth: The remaking of social analysis. Boston: Bea-con Press, 1989.



Soulié Ch. L’anatomie du goût philosophique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1995. No. 109. P. 3–21.



Wittgenstein L. Remarks on Frazer’s Golden Bough // Wittgenstein L. Philo-sophical occasions, 1912-1951. Indianapolis: Hackett, 1993.



Woolgar S. Reflexivity is the ethnographer of the text // Knowledge and re-flexivity: New frontiers in the sociology of knowledge / Ed. by S. Woolgar. London: Sage, 1988. P. 14–34.



Writing culture: The poetics and politics of ethnography / Ed. by J. Clifford & G. Marcus. Berkeley: University of California Press, 1986.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Бурдье, П. 2011. Включённая объективация / Пер. с фр. Г.Б. Юдина. Социологический журнал. 2 (мар. 2011), С. 21-38.
Раздел
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ