Журналистика и публичная экспертиза

  • Алла Ивановна Черных Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики chernyhkalla@gmail.com
Выражение признательности
Работа выполнена при поддержке Научного фонда НИУ–ВШЭ в рам-ках индивидуального исследовательского проекта № 10–01–0009 «Медиаритуалы».
Для цитирования
Черных А. И. Журналистика и публичная экспертиза // Социологический журнал. 2010. № 4. С. С. 92-112.

Аннотация

Формирование демократических обществ западного типа предполагает появление на исторической арене нового сильного актора — буржуа («нет буржуа, нет демократии» (Б. Мур), артикуляция и отстаивание жизненных интересов которого создает новое социальное пространство — «буржуазную публичную сферу». В ее рамках формируется «противовес» абсолютизму сословного государства — гражданское общество, а его стержнем выступает общественное мнение. В механизме противостояния власти и общества одну из важнейших ролей играет пресса как арена свободных дискуссий и обсуждения общезначимых, прежде всего, экономических и политических проблем; признанием ее роли и стала возникшая еще в XVIII в. метафора «четвертая власть». Технологическое развитие медиа невероятно расширило ее функции, превратив журналистов в создателей информационного аналога реальности, насыщающих повседневность новыми смыслами. Выявлению особенностей журналистской репрезентации, то есть источников власти медиа, показу специфического характера политического влияния этих представителей рефлексивной элиты (Х. Шельски) и особенностей медийной интерпретации фактов, отраженных в создаваемом информационном продукте, и посвящена статья.
Ключевые слова:
, публичная сфера, журналистика, четвертая власть, порядки знания, повседневность, научное и повседневное знание, экспертиза, репрезентация

Биография автора

Алла Ивановна Черных, Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики
доктор социологических наук, профессор кафедры политических и бизнес-коммуникаций

Литература

Бурдье П. Делегирование и политический фетишизм // Бурдье П. Социология политики: Пер. с франц. М.: Socio-Logos, 1993.



Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с франц. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002.



Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти // Прогнозис. Журнал о будущем. 2008. № 2 (14).



Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.



Дацюк С. Аналитика СМИ — четвертая власть // Русский журнал. 3 февраля 1998 [online]. Дата обращения к документу 21.12.2010. URL: .



Прайс М.Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства: Пер. с англ. М.: Институт проблем информационного права, 2004.



Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.



Тард Г. Толпа и публика // Тард Г. Социальные этюды: Пер. с франц. СПб., 1902.



Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. В 4-х т. Т. 3. М.: Прогресс, 1987.



Черных А.И. Реальность «четвертой власти» // Социологический журнал. 2008. № 1.



Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.



Barrat D. Media sociology. London: Routledge, 1986.



Bourdieu P. Le Champ scientifique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1976. No. 2–3 [см. русский перевод: Бурдье П. Поле науки // S/Λ’2002. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2002].



Christians C., Fackler M., Rotzoll K. Media ethics: Cases and moral reasoning. New York: Longman Publishers USA, 1995.



Goroett I.C., O’Donnell V. Propaganda and persuasion. New York: Sage, 1992.



Gouldner A. The dialectic of ideology and technology. London: Macmillan, 1976.



Huff D. How to lie with statistics. New York: W.W. Norton, 1954.



Kaplan R. The media and medievalism // Policy Review. 2006. № 128 [online]. Date of access 15.06.2006. URL: .



McLuhan M. Understanding media. London: Routledge and Kegan Paul, 1964.



Meyrowitz J. No sense of place: The impact of electronic media on social behavior. New York: Oxford University Press, 1985.



Pasqualli A. Shifting the debate: from the academic world to the real world Media Development. 1992. Vol. XXXIX. No. 2.



Spinner H.F. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur dritte Grundordnung des Informationszeitalters. Opladen: Leske + Budrich, 1993.



Thompson J.B. The media and modernity. A social theory of the media. Oxford: Polity Press, 2003 [repr. ed. 1995].
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Черных, А.И. 2010. Журналистика и публичная экспертиза. Социологический журнал. 4 (мар. 2010), С. 92-112.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ