Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости

  • Андрей Вячеславович Шевчук Государственный университет — Высшая школа экономики andreyshevchuk@mail.ru
Выражение признательности
Работа выполнена при финансовой поддержке Научного фонда ГУ–ВШЭпроект № 09–01–0080
Для цитирования
Шевчук А. В. Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости // Социологический журнал. 2010. № 3. С. С. 35-51.

Аннотация

Рассматривается категория работников, находящаяся в «серой» зоне между самостоятельной занятостью и наемным трудом. Продолжительная работа на единственного заказчика формирует у самозанятых работников различные формы экономической, организационной и социальной зависимости. Анализируется противоречивое влияние информационно-коммуникационных технологий на трудовую автономию. Обсуждаются вопросы социальной защищенности зависимых самозанятых работников
Ключевые слова:
трудовая автономия, зависимая самозанятость, телеработа, социальная защищенность

Биография автора

Андрей Вячеславович Шевчук, Государственный университет — Высшая школа экономики
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии

Литература

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.



Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Т. 2. Игры обмена. М.: Весь Мир, 2006.



Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.



Ермакова Н.А., Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные под-ходы к определению и оценке // Вопросы статистики. 2002. № 9.



Дидерикс Г.А и др. От аграрного общества к государству всеобщего бла-госостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. М.: РОССПЭН, 1998.



Иноземцев В. За пределами экономического общества. Постиндустри-альные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia – Наука, 1998.



Киселев И. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество // Управление персоналом. 2002. № 4.



Малоун Т.У. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.



Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.



Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссийской переписи фрилансеров). Препринт WP4/2009/03. М.: ГУ–ВШЭ, 2009 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: мотивация и организация труда // Социальная реальность. 2008. № 1. С. 23–39. [].



Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2.



Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Трудовые отношения: обзор проблем и возможностей. Доклад V (1). Международная конференция труда, 95-я сессия. Женева: Международ-ное бюро труда, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. СПб.: Питер, 2001.



Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. М.: ГУ–ВШЭ, 2007.



Шевчук А.В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. C. 51–64 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Batt R., Holman D., Holtgrewe U. The globalization of service work: Com-parative institutional perspectives on call centers // Industrial & Labor Rela-tions Review. 2009. Vol. 62. Issue 4.



Barnard P .The remote agent model: Not without challenges // Customer Interaction Solutions. 2007, October [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Bibby A. Opening the doors wide to the self-employed. How trade unions are recruiting and organizing self-employed workers as members. Report, pre-pared for the Freelance Network Conference, Luxembourg. October, 2005. UNI-IBITS, Nyon, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Biggart N.W. Charismatic capitalism: Direct selling organizations in America. Chicago: University of Chicago Press, 1989.



Burchell, B., Deakin, S. and Honey, S. The employment status of individuals in nonstandard employment. Report for the British Department of Trade and Industry. London, 1999.



Buschoff K., Schmidt C. Adapting labour law and social security to the needs of the “new self-employed”: comparing the UK, Germany and the Netherlands // Journal of European Social Policy. 2009. Vol. 19. No. 2.



Connelly C., Gallagher D. Independent and dependent contracting: Meaning and implications // Human Resource Management Review. 2006. Vol. 16. No. 2.



Davidov G. The (changing?) idea of labour law // International Labour Re-view. 2007. Vol. 146. No. 3–4.



Davidov G. Who is a worker // Industrial Law Journal. 2005. Vol. 34.



Freedland M. From the contract of employment to the personal work nex-us // Industrial Law Journal. 2006. Vol. 35. No. 1.



Green Paper “Modernising labour law to meet the challenges of the 21st cen-tury”. Brussels: EU Commission, 2006 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Handy C. The future of work. A guide to a changing society. Oxford: Basil Blackwell, 1984.



Kalleberg A., Reynolds J., Marsden P. Externalizing employment: Flexible staffing arrangements in US organizations // Social Science Research. 2003. Vol. 32. No. 4.



Kondrasuk J.N., Reed L.J., Jurinski J.J. The dangers of misclassifying “em-ployees”: Microsoft litigation emphasizes distinctions between employees and nontraditional workers // Employee Responsibilities and Rights Journal. 2001. Vol. 13. No. 4.



Kunda G., Barley S., Evans J. Why do contractors contract? The experience of highly skilled technical professionals in a contingent labor market // Industrial and Labor Relations Review. 2002. Vol. 55. No. 2.



Malone T.W., Laubacher J. The dawn of the e-lance economy // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. No. 5.



Muehlberger U. Dependent self-employment: Workers on the border between employment and self-employment. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2007.



Muehlberger U. Hierarchical forms of outsourcing and the creation of de-pendency // Organization Studies. 2007. Vol. 28. No. 5.



Muehlberger U., Pasqua S. Workers on the border between employment and self-employment // Review of Social Economy. 2009. Vol. 67. No. 2.



Nesheim T. Using external work arrangements in core value-creation areas // European Management Journal. Vol. 21. No. 4.



OECD Employment Outlook. Paris: OECD, 2000.



OECD Factbook 2009. Economic, environmental, and social statistics. Paris: OECD, 2009.



Pedersini R. “Economically dependent workers”, employment law and indus-trial relations // EIRO Observer. 2002. No. 4 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Pedersini R., Coletto D. Self-employed workers: industrial relations and working conditions. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2009 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL:



Pernicka S. Organizing the self-employed: Theoretical considerations and empirical findings // European Journal of Industrial Relations. 2006. Vol. 12. No. 2.



Pernicka S. The evolution of union politics for atypical employees. A comparison between German and Austrian trade unions in the private sector // Economic and Industrial Democracy. 2005. Vol. 26. No. 2.



Perulli A. Economically dependent / quasi-subordinate (parasubordinate) employment: Legal, social, and economic aspects. A report for DG Employment and Social Affairs. Brussels: European Commission, 2003 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Russell B. Call-centres: A decade of research // International Journal of Man-agement Reviews. 2008. Vol. 10. No. 3.



Taylor P., Bain P. “An assembly line in the head”: Work and employee rela-tions in the call-centre// Industrial Relations Journal. 1999. Vol. 30. No. 2.



The Scope of the employment relationship: Report V. International Labour Conference, 91st Session. Geneva: ILO, 2003 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Vermeylen G., Hurley J. Varieties of flexicurity: Reflections on key elements of flexibility and security. Dublin: European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, 2007 [online]. Дата обращения 21.09.2010. URL: .



Wickham J., Collins G. The call centre: A nursery for new forms of work organisation? // The Service Industries Journal. 2004. Vol. 24. No. 1.



Wilthagen T., Tros F. The concept of flexicurity: A new approach to regu-lating employment in the labour market // Transfer. 2004. Vol. 10. No. 2.



Yakubovich V., Lup D. Stages of the recruitment process and the referrer’s performance effect // Organization Science. 2006. Vol. 17. No. 6.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Шевчук, А.В. 2010. Границы автономии: феномен «зависимой» самозанятости. Социологический журнал. 3 (мар. 2010), С. 35-51.
Раздел
МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ