Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью

  • Григорий Борисович Юдин ГУ–ВШЭ gregloko@yandex.ru
Выражение признательности
Исследование выполнено при поддержке Научного Фонда ГУ–ВШЭ (индивидуальный грант №08–01–0094) и факультета социологии ГУ–ВШЭ.
Для цитирования
Юдин Г. Б. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью // Социологический журнал. 2009. № 3. С. С. 96-117.

Аннотация

Требование рефлексии прочно вошло в методологию социальной науки. При этом процедура рефлексии рассматривается как беспроблемная и самоочевидная. Такой подход не только содержит внутреннее противоречие, но не уделяет внимания опыту рефлексии как переживания самообъективации. В статье анализируется концепция рефлексивной социологии П. Бурдьё и обосновывается возможность рефлексивной социологии как специфического опыта пребывания между действительностью и недействительностью. Этот опыт предлагается описать в терминах теории децентрации Ж. Пиаже: рефлексивный опыт формируется за счёт интенции аккомодации, но ретроспективно всегда воспринимается как ассимиляция. Это противоречие в структуре рефлексивного опыта задаёт необходимое внутреннее напряжение рефлексивной процедуры.
Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивность, самообъективация, Бурдьё, действительность, децентрация, аккомодация, ассимиляция

Биография автора

Григорий Борисович Юдин, ГУ–ВШЭ
аспирант кафедры анализа социальных институтов

Литература

Апель К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка социальных наук // Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. С. 193–236.



Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-традиция, 2000.



Бурдьё П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003.



Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.



Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: Ч. I. М.: Гнозис, 1994.



Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.



Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке // Логос. 1999. № 11. С. 151–185.



Куайн У.В.О. Натурализованная эпистемология // Куайн У.В.О. Слово и объект. М.: Логос; Праксис, 2000. С. 368–385.



Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.



Луман Н. Общество общества: Ч. 1. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.



Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007.



Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.



Фрайер Х. Революция справа. М.: Праксис, 2009.



Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в запад-ной философии. М.: Прогресс, 1988. C. 31–95.



Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.



Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.



Bachelard G. La formation de l’ésprit scientifique. Р.: Vrin, 1938.



Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive modernization. Cambridge: Polity Press, 1994.



Bourdieu P. Méditations pascaliennes. P.: Seuil, 2003.



Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft. Stuttgart: B.G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1964.



Frings M. Person und dasein. Berlin: Springer, 1970.



Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns: Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.



Haroutunian S. Can Jean Piaget explain the possibility of knowledge? // Synthese. 1985. Vol. 65. No. 1. P. 65–86.



Heidegger M. Sein und Zeit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1977.



Heidegger M. Was ist metaphysik? Bonn: Verlag von Friedrich Cohen, 1931.



Husserl E. Phenomenology and anthropology // Husserl E. Psychological and transcendental phenomenology and the confrontation with Heidegger (1927–1931). Dordrecht; Boston: Springer; Kluwer Academic Publishers, 1997. P. 485–500.



Peterman B. Lévy-Bruhl in Piaget: Hermeneutic analysis of text and con-text // Developmental Review. 2000. Vol. 20. No. 3. P. 405–437.



Piaget J. Les opérations logiques et la vie sociale // Piaget J. Études sociologiques. Genève: Librarie Droz, 1965. P. 143–171.



Scheler M. Formalism in ethics and non-formal ethics of values: A New at-tempt toward the foundation of ethical personalism. Chicago: Northwestern University Press, 1973.



Scheler M. The idols of self-knowledge // Scheler M. Selected philosophical essays. Chicago: Northwestern University Press, 1973. P. 3–97.



Schelsky H. Die Realitätsverlust der modernen Gesellschaft // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 394–409.



Schelsky H. Ist die Dauerreflexion institutionalisierbar? Zum Thema einer modernen Religionssoziologie // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 268–297.



Smith L. Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology // New Ideas in Psychology. 2009. Vol. 27. No. 2. P. 228–242.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Юдин, Г.Б. 2009. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью. Социологический журнал. 3 (мар. 2009), С. 96-117.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ